Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Правила игры Виктора Богорада

«Запрос на карикатуру существует, но издатели и редакторы газет боятся ее печатать»
07 сентября, 12:21

Вряд ли будет преувеличением утверждать, что «День» — пожалуй, единственное на данный момент издание в Украине, для которого вдумчивая карикатура всегда была в приоритете. Работы нашего автора, незабвенного и гениального Анатолия Казанского 1990-х годов до сих пор не утратили своей актуальности и образной силы, поэтому вышли не только в отдельном альбоме и открытках, а и нередко появляются на страницах «Дня». В то же время мы (и, уверены, наши читатели) уже несколько лет рады сотрудничеству с санкт-петербургским автором Виктором БОГОРАДОМ, который, невзирая на атмосферу в его стране, остается верен принципам профессии и морали. Мы поговорили с Виктором Борисовичем о его актуальных проектах.

— Хотим поздравить вас с персональной выставкой «Тот самый шаг», которая сейчас представлена в санкт-петербургской галерее «14/45». И, судя по фейсбук-комментариям, имеет успех. В одной из публикаций в СМИ ее охарактеризовали так: «Иногда в жизни случаются странные рифмы: вот пришли вы в музей, пытаетесь изучить современное искусство — и становитесь его частью, потому что кто-то в это время изучал вас. Например, художник Виктор Богорад, известный своим острым взором и пером: от него не скроются никакие случайно возникшие параллели — забавные, но с философским подтекстом. И с грустинкой — куда же без нее?» Какова идея выставки? Расскажите, пожалуйста, о том, как возник ее замысел и каким был путь к его воплощению.

— В свое время был такой проект, чтобы я сделал иронические, смешные картинки по поводу картин, которые находятся в МоМА (Museum of Modern Art — Нью-Йоркский музей современного искусства). И я их сделал, достаточно много. Но музей забеспокоился, что могут быть проблемы с авторскими правами — с художниками и даже их наследниками. Решили перестраховаться, и поэтому этот проект не воплотился на бумаге.

Но когда мне предложили сделать выставку в этой галерее, то попросили картинки про искусство. Я им дал картинки, и они сами выбрали эту серию про современное искусство в МоМА. Для меня это было тоже интригой. И я считаю, что это очень удачный выбор.

Когда меня спрашивают об этих работах, я говорю, что да, я иронизирую насчет современного искусства, насчет современного зрителя, для которого большинство работ не очень понятны, будем так говорить. Но когда ты иронизируешь и над тем, и над другим, ты как бы примиряешь стороны — как художников, как и зрителей. Ничего страшного, это просто вот такой взгляд и это надо принять. Не возмущаться, а именно принять. И не говорить о том, что такое может нарисовать пятилетний ребенок. Ничего подобного. Просто надо понять, что художник рисует свое видение. И свои мысли, свои ощущения. И не надо придираться к тому, как он это делает. Большинство же зрителей воспитано на реалистичном искусстве, на классическом, и, конечно, для них эти работы — как бы вызов и эпатаж.

Это глубинная идея выставки. Хотя я ее специально не расшифровываю. Если картинка смешная, если человек смотрит и улыбается, значит, он принимает и правила игры. То есть он принимает современное искусство без возмущения и каких-то предрассудков.

— Также поздравляем вас с очередным признанием — Российская академия художеств выразила вам благодарность за многолетний выпуск серии альбомов «Галерея мастеров карикатуры».

— Да, это правда. Но я не член Союза художников, я не член Союза журналистов. Я вообще не являюсь членом никакого союза. Это принципиальная позиция. То, что я стал почетным академиком, и вот это выражение благодарности — это происходит помимо меня. Плюс от этого только в том, что, я разговаривая с заказчиками, могу надувать щеки (улыбается. — Авт.). А больше никаких привилегий от этого нет. Ну, случилось, так случилось.

Сама серия была задумана и сделана мной и Сергеем Самоненко, очень известным коллекционером и знатоком карикатуры. Мы вдвоем, вначале при помощи писателя Александра Житинского, у которого была своя типография «Геликон Плюс», начали выпускать в 2008 году такие альбомы с названием «Галерея мастеров карикатуры». Мы сами отбираем как художников, так и их работы. Когда мы предлагаем художнику, чтобы он дал нам работы, говорим: «Дай самые лучшие с твоей точки зрения, сделанные за всю жизнь». А мы уже сами из этого лучшего со своей точки зрения отбираем то, что нам больше нравится.

С 2008-го по 2018-й годы мы выпустили 28 альбомов. Это мало, потому что эти альбомы не коммерческие. Как только мы продаем предыдущий выпуск, а там небольшой тираж, то все эти деньги вкладываем в производство следующего альбома. Но это престижный проект. Потому что эти альбомы находятся и в польском музее карикатуры в Варшаве, и в «Сатириконе», и в Лондоне в музее карикатуры...

— То есть вы берете авторов со всего мира?

— В общем-то да, но в основном это, конечно, — русскоязычные авторы, которые живут в разных странах. Как в России, так и в Украине, США, Израиле... К примеру, мы выпустили альбом Владимира Казаневского, а первым — Юрия Кособукина. Понятно, что среди наших коллег было много споров: «почему вы выбрали этого, а не этого, почему этого впереди, а второго позже...» Но мы сказали: «Ребята, это наш курсив, это наш выбор, который мы ни с кем не согласовываем. Это наш чисто субъективный проект». И как-то все успокоились.

Кстати, относительно первого альбома: встретившись в Юрием Кособукиным в Сургуте, я ему сказал, что если будет альбом, то его будет первым. И закономерно, что никто из карикатуристов против того, что Кособукин номер один — не возражал. Там есть и иностранные авторы, как Юлиан Богданович из Польши, некоторые авторы за эти 10 лет, к сожалению, уже ушли из жизни. Но альбомы остались, и это самое важное — остался след. Это галерея мастеров карикатуры с точки зрения Богорада и Самоненко.

— 5 сентября состоялась презентация книги, о которой вы упоминали в предыдущем разговоре (см. «День» №61-62 от 6 апреля 2018 года), — Леонида Песка «Где кольцо у парашюта?». Вы обеспечили визуальную составляющую издания. Насколько довольны тем, что получилось?

— У книги «Где кольцо у парашюта?» есть еще подзаголовок «Я не знаю, я сапер». Потому что на обложке два летящих человека — один вниз, а другой вверх (смеемся. — Авт.). Мне кажется, что это одна из лучших книг Леонида Песка и моя. Это уже четвертая книжка Леонида Песка, которую я оформляю, а со временем приходит опыт. Мне кажется, что там очень удачные и тексты, и картинки, и сочетание между картинками и текстами. Текст неразрывно связан с картинками и наоборот. Такое единое целое. Это маленькие ироничные эссе.

— Какое у вас творческое настроение? Мы ранее говорили о дефиците качественной карикатуры в печатных изданиях, но вот есть ваша выставка и книга — может, это говорит о том, что существует запрос на карикатуру в иных формах?

— Запрос на карикатуру существует, это правда. Несмотря на мнение издателей и редакторов газет, которые боятся ставить карикатуру. У нас это особая история, связанная со странными законами. Не дай бог кто-то себя сочтет оскорбленным — и чуть ли не уголовное дело. Второй момент — в мире карикатура стала инструментом политики. Вот недавно в Голландии должен был быть конкурс карикатур, посвященных пророку Мухаммеду. И голландцы его отменили и з-за больших протестов мусульман, из соображений безопасности. Получается так, что из-за карикатуры могут возникнуть войны...

Вообще когда в 2015 году я, Владимир Казаневский и Вячеслав Шилов встречались во Франции на конференции карикатуристов, работающих в печати, то там практически все карикатуристы — из 35 стран — говорили о том, что печатать карикатуры стало сложнее. Повторяю — независимо от страны, потому что карикатура стала политическим инструментом, одним из поводом для политиков. Простая живопись или графика не вызывает таких эмоций, как карикатура...

Шестого сентября Виктор Богорад отметил день рождения. «День» сердечно поздравляет именинника и желает вдохновения и оптимизма!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать