Не всякий человек способен быть у власти, а лишь такой, что по природе своей стремится к правде и справедливости.
Станислав Ореховский-Роксолан, украинский писатель, оратор, публицист, философ, историк, полемист, гуманист эпохи Возрождения

В чем угроза свободы слова без культуры мысли?

20 июня, 2012 - 11:45

Что дала украинцам независимость, провозглашенная в 1991-м? Начитанный и думающий сказал бы — законное культивирование общей идеи и завершение священной борьбы за национальные права. Однако немало повидавший, в отличие от первых двух, прибавил бы также, что независимость принесла украинцам угрозу неограниченной свободы и гласность. И произошло то, что впоследствии Евген Сверстюк охарактеризует как свободу слова без культуры мысли. Мировую общественность засыпали кучей разархивленных документов самого разнообразного сорта, и как следствие — история Украины была самовольно, но — хочется верить — неосознанно переписана заново. Одиночные же попытки некоторых смельчаков выступить на историческую тематику напоминали скорее эфемерные попытки исследований идеи без самой идеи, Человека без того же Человека, национального вопроса при его отсутствии... Самый величественный из духовных наставников человечества Папа Иоанн Павел ІІ в одной из своих энциклик писал, что Вера и Ум — как два крыла человеческого духа, на которых человек поднимается к Богу, чтобы познать Истину. Новое детище из «Библиотеки «Дня» именно об этом. А еще о том, как научиться читать национальные коды, оставленные прошлыми поколениями, и о постоянном поиске новых смыслов. Один из авторов книги, Сергей Грабовский, говорит, что жить в истории — дело сложное, однако рассматривать историю нашего государства вне времени и пространства — значит, оторваться от научной почвы и дать волю непримиримой фантазии. История не терпит сослагательного наклонения, возможно, потому, что времена не выбирают, люди в них просто живут и умирают. После веков остается только память, с последней у украинцев свои счеты. Древнегреческий историк Геродот считал память чем-то дефектным и хрупким, даже призрачным, но, вместе с тем, именно память возвышает Человека над животным и является основой нашей души. «Сила м’якого знака, або Повернення Руської правди» под общей редакцией Ларисы Ившиной возвращает украинцам потерянную, украденную или забытую историю времен зарождения украинства. В то же время в книге заложены скрытые установки для молодых украинцев, из которых прочитываем, что религия, история и культура становятся теми взаимоувязываемыми реальностями, которые определяют современность и будущее нашей цивилизации. Поэтому планка исторических амбиций сегодня должна двигаться не столько по вертикали, сколько — по горизонтали. История же не измеряется количеством лет, подобно человеку, она измеряется ступенями ценностного восхождения. Основной инструмент, которым оперирует тоталитаризм, — денационализация. Сегодняшнему поколению намного легче отрицать, чем утверждать, поэтому должны научиться утверждать национальные идеи как общечеловеческие. На этом пути также важно понять, что конструировать новый мир возможно, не нарушая фундамента сегодняшнего... Проблема сегодняшнего поколения в том, что мы перестали удивляться. Став маргиналами до костей, люди трактуют прошлую историю, как то, что было, не стоящее внимания современного глобалиста. Есть еще и такие, о которых Лина Костенко сказала — мы лучшие, нам хуже всего. «Сила м’якого знака, або Повернення Руської правди» возвращает людям веру в то, что история должна существовать в трех измерениях: деятельном, моральном и, главное, — в духовном. Цивилизация не может существовать без духовности, Ум — без Веры, а Вера — без Ума.

Продолжение читайте на страницах «Пресс-клуб «Дня»

Марта КОВАЛЬЧУК
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ