Корень демократии в активности граждан, а залог - в обеспечении прав человека.
Зиновий Красовский, поэт, писатель, общественный и политический деятель, политзаключенный советских лагерей, член Украинской Хельсинской группы

Сумасшествие как легальный способ инакомыслия

11 октября, 2017 - 16:58

Такие люди есть в каждом городе, они привлекают к себе внимание, потому что по-особому колоритны. В то же время очень сложно рассказать их историю, в которой больше сокровенного, чем явного и известного.

Одна из самых загадочных личностей Харькова —  душевнобольной «художник» и «призрак города» — Олег Митасов. Он вызывает удивление, раздражение, восхищение, его считают культовым персонажем и увековечивают в городском фольклоре. Надписи, которые он оставил на стенах домов, подъездов и своей квартиры, с первого взгляда не поддаются объяснению. Кто-то называет это сюрреалистическим искусством, другие — посланием. Творческая молодежь увидела в нем философа. А для кого-то он человек, который выражал свою позицию тогда, когда все молчали.

Митасов — авангардист стрит-арта, который тщательно обрисовал практически весь центр Харькова своими граффити в 80-90-х годах прошлого века. Странный человек с ведерком белой краски в руках часто привлекал к себе внимание милиционеров, но даже когда они его били, умудрялся срывать с них погоны. Назвать его вандалом или хулиганом трудно, потому что его надписи не были похожи на привычные для нас дворовые граффити. Митасову явно нравилась собственная «живопись», ведь он, не оставив буквально живого места, покрыл им буквально все в своей квартире: стены, мебель, холодильник, пианино. Его «искусство» было кричащим, ярким, иногда даже жутким. Самые известные из этих высказываний:

 

СРАЗУ. ЖЕ. СУЖЕНИЕ. УМА

 

СОЮЗ НЕРУШИМЫЙ. РЕСПУБЛИК СВОБОДНЫХ. НА ЗЕМЛЕ НЕТ

 

ЛЕНИН. СДЕЛАЛ. ВСЕМ. УКОЛ. В. ГОЛОВУ

 

НЕ. ТЕРЯТЬ. ВЕРЫ. В. ЛЮДЕЙ. ВСЕМ. ВСЕМУ. ЖИВОМУ. НЕ. ЖИВОМУ.

 

ЗВЕЗД. С НЕБА. НЕ. СРЫВАТЬ

 

ИЗУЧИТЬ. РУССКИЙ. ЯЗЫК. А. НЕ. ПРИСВАИВАТЬ

 

 

ЛЮДИ. И. СРАЗУ. ЖЕ. ЛЕНИН

 

СЧАСТЬЕ. МОЁ. Я ЗДЕСЬ. И. ЖДУ. ТЕБЯ

 

Митасов имел свой стиль, писал через точку каждое слово еще задолго до появления интернета и часто подписывал свои работы. Соответственно, не хотел остаться незамеченным, а открыто заявлял о себе. Многие исследователи его творчества (так называемые митасоведы) видят в этих надписях своеобразное проявление диссидентства. В ХХ веке появилась тенденция к сумасшествию как легальному способу инакомыслия. Безумцы были социально незаангажированными, свободными и их сложно было привлечь к ответственности. Поэтому возникает вопрос: действительно ли Митасов болел шизофренией или только маскировался сумасшествием?

Однозначных ответов в этой истории быть не может, ведь Олега Митасова называют человеком без биографии. Вероятно, родился в Чехословакии. Получил высшее экономическое образование. Жил в коммунальной квартире в центре Харькова. Умер в 1999 году от туберкулеза в психбольнице. Это все общеизвестные факты о его жизни, все остальное — выдумки и сплетни.

Но самой интересной является версия о причинах душевной болезни художника. Говорят, что Митасов сошел с ума после того, как забыл свою докторскую диссертацию в трамвае по дороге на Высшую аттестационную комиссию. Именно так расшифровывают таинственную аббревиатуру ВАК, которая часто фигурирует в его «творчества» (ВЕК. ВАК). Хотя этот факт похож на красивую выдумку, он все равно живет в памяти людей. И доказывает, что иногда легенды оказываются сильнее правды.

К большому сожалению, после смерти харьковской легенды большинство его надписей были закрашены. Власть уничтожила настенные рисунки неприметного сумасшедшего, не рассмотрев в этом неординарности и самобытности.

Теперь найти следы Олега Митасова почти невозможно. В библиотеках информации мало, книг о нем не напечатано, статей не написано. В его бывшей квартире сделали офис, заранее избавившись от уникального дизайна. А там мог бы быть музей современного искусства, который не нуждался бы в экспонатах, ведь каждая частица, каждый предмет были экстравагантными и ни на что не похожими. Разрисованные с маниакальной тщательностью пианино, двери, тумбочки, холодильник и другая мебель исчезли. Сейчас неизвестно, сгнили ли они на свалке или стали украшением в доме какого-нибудь коллекционера, ведь вполне могли быть распроданы на аукционе как оригинальные произведения искусства.

Сегодня нерастолкованные высказывания харьковского чудака можно увидеть только во дворе, где он когда-то жил, который находится по адресу пер. Каплуновский, 18. Однако не все так печально, ведь харьковчане помнят о Митасове: существуют такие понятия как «митасовед» и «Митасов-ленд» (вышеупомянутый двор), музыкальная группа «ВЕК.ВАК» и хештег в Instagram  #митасовжив. Можно даже найти сайт с интерьерами, где его стиль демонстрируют как один из примеров современного оформления квартир. Не говоря уже о том, что среди молодежи нашлось много последователей сумасшедшего художника.

Итак, кем был на самом деле загадочный Олег Митасов? Безумцем от рождения, который сошел с ума от обстоятельств, или талантливым представителем стрит-арта прошлого века? Или изнасилованным советчиной интеллигентом, который растерял свои достижения, но не лишился рассудка? Ясно только одно — он был невероятно интересной страницей в истории Харькова. Уникальной и неповторимой.

Александра КЛЕСОВА, Летняя школа журналистики «Дня»-2017
Рубрика: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments