Не мыслям надобно учить, а мыслить.
Иммануил Кант, немецкий философ, писатель, антрополог, физик, библиотекарь, педагог, родоначальник немецкой классической философии

Труд учителя заслуживает уважения

29 сентября, 2017 - 18:20

Школа - это социальный феномен, где на определенном этапе индивид становится личностью. Дети, которые перед этим не посещали дошкольное учреждение, учатся делиться, защищать себя, отвечать за совершенные поступки. В начальных классах формируются предпочтения и хобби, приходят первые разочарования и настоящая любовь. Вся эта нелегкая работа ложится на плечи отечественных педагогов, в том числе учителей и воспитателей. Кажется, что кроется за этими словами? Учи и воспитывай, но, как говорил Сухомлинский, надо отдавать детям не только время и нервы, но и сердце.

Дети бывают разные: отважные и пугливые, щедрые и жадные, открытые и замкнутые, щебетуны и щебетуньи, а также невыразительные серые зайчики. Воспримем их, как чистый лист, но не простой, а в форме раскраски. То есть имеем контур, но в каких красках будет конечная работа - зависит от художника. Я своим воспитанникам всегда акцентирую на том, что знания за плечами не носить, и бедным будет тот, кто ленится уже сейчас, в первом классе.

Сегодня подход к детям таков, что не доведи Господь поднять на ребенка голос или поставить его в угол. Из-за такого отношения ученики становятся недисциплинированными, наглыми, они теряют контроль. Существует классический метод кнута и пряника, когда за провинностью следует наказание, а за хороший поступок, достижения в учебе - похвала и награда. Главное, чтобы школьники понимали, почему произошло так, как произошло. В моем классе есть мальчик, который до сих пор не знает, как зовут его одноклассников. Обращаясь к ним, он называет местоимения или же просто указывает при помощи пальцев. После нескольких бесед с ним и его родителями оказалось, что мальчик имеет уникальную память, ведь легко запоминает страны и их столицы, однако к другим детям от демонстративно выражает свое отношение - «если я не номинирую тебя, то ты, соответственно, никто, а потому не представляешь для меня угрозы или не достоин моего внимания». Однако из-за такого поведения коллектив, которым, несомненно, и является школьный класс, относится к этому первокласснику с подозрением, выталкивает его на периферию, поскольку, в свою очередь, не желает подстраиваться под одиночку. И таких педагогических задач возникает немало, ежедневно появляются новые кризисные ситуации, в которых необходимо найти оптимальный вариант.

Профессия педагога - очень сложная. Как сказал когда-то мой преподаватель, академик Иван Николаевич Хомяк, «урок - это театр одного актера». Ученики, которые только знакомятся со своими социальными ролями, адаптируются к окружающей среде, выполняют пассивную роль зрителя в то время, когда учитель занимает активную позицию, он является примером и образцом для подражания. Лучше подача материала реализуется через игру, хотя важно не перегнуть палку, ведь полная анархия будет иметь свои неисправимые последствия. Дети не должны бояться авторитета старшего, однако обязаны его уважать и неуклонно реагировать на все указания. Со временем у них самих сложится понимание того, что хорошо, а что плохо, до сих пор последней инстанцией, соломоновым судом является слово педагога.

Приятно смотреть, когда в ряды учителей вступают молодые люди, которые только закончили университеты. Не все выдерживают, кто-то увольняется после месяца-двух тяжелого труда, все эти тетради, домашние задания, воспитательные часы истощают так, что на собственную жизнь часто не остается времени. Будучи в роли ученика, я не задумывался, насколько на меня влияет школьная среда, пока я не вернулся туда в качестве педагога, полный сил и оптимизма. Однако, когда дети вас полюбят, то даже самые отъявленные сорванцы наперегонки будут хватать вас за руку, чтобы первыми вместе с вами выйти на школьное крыльцо, а самые упрямые лентяи охотно будут складывать за собой учебные принадлежности, ведь только тогда вы позволите им сыграть в игру, победить в которой они смогут только благодаря вам. Учителя - это факелы, искры от сгорания сердец которых зажигают новые лампадки, а некоторые, наиболее старательные из них, когда-нибудь становятся светилами.

Александр Подвишенний, Летняя школа журналистики «Дня» -2017
Рубрика: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments