История - наука о людях во времени, наука, в которой непрерывно надо связывать изучение мертвых с изучением живых.
Марк Блок, французский историк

Возвращение истории

30 мая, 2019 - 14:21

Когда в университете мне дали задание написать рецензию на серию документальных фильмов "Украина. Возвращение истории", я расстроилась. Просмотр трех фильмов, общий хронометраж которых составляет около шести часов, во время сессии отнюдь не входил в мои планы. Впрочем, вооружившись терпением, я решила посмотреть хотя бы одну часть перед сном. "Этого будет достаточно, чтобы написать рецензию. Остальные досмотрю на каникулах", - подумала я. И ошиблась. Я не спала ночь, пересмотрела всю серию документальных фильмов Акима Галимова, прочитала его интервью и десятки статей, связанных с этим проектом. Да еще и разбудила рано утром близких, так как мне очень нужно было поделиться с кем-то своими впечатлениями.

Сказать, что фильмы меня поразили, - не сказать ничего. Эмоции после просмотра даже трудно конвертировать в слова. Восторг, гордость, возмущение и глубокое отчаяние охватили меня. Однако обо всем по порядку.

Невероятно порадовало то, что создатели фильма взялись исследовать факты, связанные с периодом Киевской Руси. Они начали с начала. Именно с тех принципиально важных страниц нашей истории, которые Россия пытается нас украсть. Здесь и Владимир Великий, и Ярослав Мудрый, и его жена Ингигерда, и их потомки. И, стоит отметить, «оживляя» настолько древний период, авторам проекта удается сделать это интересно. Я со школы помню, что Киевская Русь не всегда привлекала школьников. Слишком давно, слишком запутанно и непонятно. В фильме же делают правильные акценты: Ингигерда - не просто жена Ярослава Мудрого, а женщина, чья «кровь течет почти во всех королевских династиях Европы». Подобная формулировка, безусловно, сразу вызывает больший интерес к исторической фигуре. Тем более, когда нам дают возможность посмотреть, как эта женщина выглядела.

Еще один момент, который сразу бросается в глаза, - профессионализм. Видно, что проект был хорошо профинансирован, ведь команда использует самую современную технику, посещает бесчисленное множество мест, обращается к иностранным историкам и проводит опыты в лучших лабораториях мира. То есть огромный успех для Украины, ведь, к сожалению, львиная доля хороших идей у нас воплощается любителями и за малые средства. Соответственно - выглядят, мягко говоря, жалко и не имеют большого успеха. А существование красивых и дорогих проектов просветительского характера поможет нам избавиться от комплекса неполноценности. Наши тоже могут делать круто, качественно и полезно.

Каждый фильм - это не только масштабное исследование, связанное с именами таких известных личностей, как Иван Мазепа, Богдан Хмельницкий или Кирилл Разумовский. Журналисты взялись помогать учительнице Лидии Гузенко найти правду о своем репрессированном деде - украинском этнографе Антоне Онищуке, дочери археолога Светлане Гринченко о своем отце Владимире Гринченко и потомку последнего украинского гетмана - Григору Разумовскому. «История Лидии Гудзенко может показаться чужой трагедией, но на самом деле нас всех оторвали от корней. Скорее всего, репрессированные есть и в вашей семье. За язык, за убеждения и просто за любовь к своей земле». Создатели проекта доказывают, что это касается каждого из нас. Вплетение личных семейных историй как раз и производит большее впечатление на реципиента. Теперь и жаждущая знаний молодежь, и сентиментальные бабушки захотят смотреть эти фильмы.

К тому же, важна форма подачи информации. Программа, сделанная в стиле квеста или расследования, - это очень хорошая идея. Чего только стоит задумчивый взгляд Акима Галимова, когда он цепляет к доске очередную фотографию и скрещивает нити, как настоящий детектив?

Последний фильм для меня стал самым лучшим, потому что аккурат в нем, кажется, исследователи сделали больше всего открытий. Казаки не носили шаровары, на столе у украинских гетманов были такие роскошные блюда, как пармезан и спаржа, а булава Хмельницкого не хранится в Польше. Оказывается, турецкий султан, гневное письмо которому писали казаки на знаменитой картине Ильи Репина, искренне уважал Богдана Хмельницкого, обращался к нему как к «одному из крупнейших властителей над народами христианского вероисповедания» и даже прислал ему в подарок золототканый халат - высшее проявление благосклонности в мусульманском мире. Развенчание мифов, навязанных Россией, особенно в отношении эпохи казачества, является самой важной задачей. Мы должны знать, что Украина всегда была Европой. Всегда. И мы имели свою политическую элиту со всеми присущими ей атрибутами власти. Не хуже, чем у всех тогдашних мировых правителей.

Откровенно говоря, в начале просмотра я не могла избавиться от скептических мыслей и вопросов. Кто эти люди и зачем они взялись исследовать такие неоднозначные темы? Кто финансировал проект? Как исследователям удалось получить разрешение на пользование засекреченными архивами? Что действительно нового они могут сказать не рядовому украинцу, а человеку, который действительно интересуется историей? И, наконец, неужели они не боятся своими провокационными действиями развернуть «войну» с российской властью?

Сейчас все эти вопросы я могу списать на банальное недоверие человека, живущего в эпоху информационного передоза. Но последний вопрос волнует меня больше всего. Я думаю, что тогда внутри меня говорил ментальный страх, заботливо взращенный в украинцах имперской властью на протяжении веков. Или, как говорит пани Забужко, «коллективное бессознательное». С детства я была потребителем российской пропаганды, и только сейчас, имея возможность жить в Киеве, работать в газете «День» и заниматься самообразованием, я с каждым месяцем открываю для себя все новые и новые страницы нашей настоящей, неискаженной истории. Впереди работы еще очень много, и фильмы Галимова тоже ярко это иллюстрируют. У нас очень мощный враг, и иногда война с ним становится похожей на борьбу Дон Кихота с ветряными мельницами. Однако, несмотря на это, нам все равно придется воевать. Не спать ночами, писать статьи, проводить исследования, снимать фильмы, возвращать забытые имена, переписывать историю, противодействовать мифам Москвы и, самое главное, больше не бояться.

P.S. Отдельная благодарность авторам проекта за создание гипотетического портрета Ивана Мазепы. Я всегда верила, что он был красавцем.

Александра КЛЕСОВА, фото автора


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ