Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Против насилия и за диалог

Как отреагировал мир?
02 октября, 19:24
ПО ДАННЫМ СМИ, ВО ВРЕМЯ РЕФЕРЕНДУМА ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ НЕПРОЗРАЧНЫЕ УРНЫ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ, НЕ БЫЛО ОФИЦИАЛЬНЫХ БЮЛЛЕТЕНЕЙ ИЛИ КОНВЕРТОВ, СИСТЕМЫ ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ, ИЗБИРАТЕЛЬНОГО СОВЕТА И ТОМУ ПОДОБНОЕ / ФОТО РЕЙТЕР

В эти выходные темой номер один в мире стал референдум о независимости Каталонии. Власть Испании отчаянно пыталась помешать проведению плебисцита: как сообщает правительство региона, из-за столкновений с полицией пострадало как минимум 840 людей. Однако столкновения, произошедшие по всему региону, не помешали власти подсчитать голоса: вечером 1 октября региональное правительство объявило, что на избирательные участки пришло 2,26 млн из 5,3 млн избирателей, из них 90% сказали «да» независимости Каталонии.

Ведущие мировые СМИ бурно отреагировали на каталонский референдум.

Как пишет Le Figaro, на первых страницах испанских и каталонских газет были слова «репрессии», «стыд» и «восстание».

Каталонское издание La Vanguardia в редакционной статье пишет о столкновениях в регионе и отмечает: «Все могло бы быть хуже». «Мы входим в фазу забастовок и уличных протестов... с большей динамикой и большими репрессиями», — добавляет газета.

Как отмечает испанское издание El Pais, во время референдума был нарушен «весь минимум правил проведения голосования», ведь за 45 минут до него многие правила игры были изменены. По данным СМИ, во время референдума использовались непрозрачные урны для голосования, не было официальных бюллетеней или конвертов, системы подсчета голосов, избирательного совета и тому подобное. При этом в редакционной статье отмечается, что «Рахой был абсолютно не способен решить проблему кризиса с самого начала».

DW обратило внимание на то, что многие европейские лидеры «заметно тихо» отнеслись к каталонскому референдуму, а на утро понедельника не было реакции от руководства ЕС в Брюсселе.

Премьер-министр Великобритании Борис ДЖОНСОН написал в Twitter, что Испания — близкий союзник и хороший друг, чья сила и единство имеют значение для Соединенного Королевства. Джонсон призвал к уважению испанской конституции и соблюдению верховенства права.

Премьер-министр Бельгии Шарль Мишель решительно выступил против насилия и призвал к политическому диалогу.

Первый министр Шотландии Никола СТЕРДЖЕН написала в Twitter: «Невзирая на взгляды относительно независимости, мы все должны осудить сцены, свидетелями которых мы были». Напомним, в 2014 году в Шотландии также состоялся референдум относительно независимости от Великобритании, на котором большинство проголосовало против отделения.

Европарламентарий Ги Верхофстадт призвал к деэскалации и политическому решению, к которому придут все политические партии, включая оппозиционные.

Премьер-министр Сербии Ивица Дачич выразил поддержку Мадриду и отметил, что позиция его страны является «четкой и принципиальной», ведь Испания занимает такую же позицию относительно территориальной целостности Сербии. DW напоминает, что Испания, в отличие от других стран-членов ЕС, не признает независимость Косово.

Как пишет The New York Times, «каталонцы голосовали не только без поддержки Мадрида, но и без всякого знака поддержки от ЕС или других больших игроков международного сообщества».

В издании The Washington Post вышла статья с заглавием «Испанский премьер Рахой установил сцену для большей битвы за Каталонию». СМИ отмечает, что «жестокость на показ» превратилась в катастрофу для Мадрида и может углубить политическую поляризацию в стране.

«После насилия, к которому прибегнула испанская полиция, провозглашение независимости каталонским региональным правительством выглядит наиболее достоверным, чем когда-либо до того», — говорится в комментарии Би-Би-Си. При этом СМИ отмечает, что учитывая хаотическую природу голосования, к результатам волеизъявления стоит относиться вдумчиво.

В то же время The Guardian пишет, что на практике независимость региона, которую местная власть пообещала провозгласить в ближайшее время, выглядит недееспособной. Издание называет ряд причин: во-первых, против этого восстанут те каталонцы, которые не поддерживают сепаратизм, а во-вторых, правительства других стран и международные институты не признают декларации о независимости региона, «который превратит Каталонию в государство-изгнанника в Европе». При этом The Guardian предлагает план решения конфликта в Испании и отмечает, что он не предусматривает ни «сепаратизм» каталонского лидера Пучдемона, ни «непримиримость» испанского премьера Рахоя. Издание пишет, что большинство каталонцев желают большей автономии, поэтому конфликт может решить федерализация испанских регионов по примеру Германии.

Reuters отмечает, что глава испанского правительства столкнулся с «наибольшим за десятилетие конституционным кризисом» после того, как омраченный насилием референдум о независимости открыл самому богатому региону страны дорогу к отделению».

Издание Politico назвало референдум хаотическим, но решительным и отметило, что конституционный порядок Испании находится под угрозой. Как пишет СМИ, испанский премьер сам дал каталонским сепаратистам «политическое оружие, на которое они надеялись, это — изображения, где испанская полиция противостоит толпе беззащитных испанцев, проснувшихся утром, чтобы проголосовать».

Ян Вальтер в комментарии для DW отметил, что пока большинство населения Каталонии не поддерживает сепаратистов, потому что чувствует себя скорее испанцами, чем каталонцами, и считают родным языком испанский. «Еще одним, возможно, значительно более важным фактором является тот, что каталонцы уже около 40 лет имеют такую широкую политическую автономию, которой не имели на протяжении предыдущих 300 лет. Повидимому, нет смысла искать в мире регион, наделенный более широкими правами относительно автономии, чем Каталония в настоящее время», — говорится в комментарии. Кроме того, Ян Вальтер называет несколько причин того, что каталонская власть с такой спешкой проводит политику по отделению от Испании. «Отчасти здесь совпадают интересы коррумпированных элит, которые пытаются спастись от ответственности благодаря независимости от юрисдикции испанской полиции, а также цели тех, кто желает укрепить свою власть или бредит перспективами войти в историю. Бросается в глаза и то, что умеренные правые и ультралевые националисты объединяются вокруг на удивление похожих лозунгов, цель которых — разбудить усыпленный национализм потенциальных избирателей. Если коротко, то суть этих лозунгов такова: Мадрид эксплуатирует и грабит Каталонию и подавляет ее в культурном плане», — отмечает эксперт. По его мнению, эти заявления противоречивы и иногда безосновательны, но они «нашли благодатную почву недовольства в первую очередь из-за последствий финансово-экономического кризиса».

Стоит отметить, что еще накануне проведения референдума испанские СМИ, в частности газета El Pais, писали о возможном вмешательстве России в голосование. «Сеть производителей фейковых новостей, которых наняла Россия для того, чтобы ослабить США и ЕС, в настоящий момент на полную мощность работает в Каталонии», — шла речь в издании.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать