Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Анатолий ЗЛЕНКО: Мы не собираемся ни отмалчиваться, ни оправдываться

28 сентября, 00:00
Первой реакцией Украины на пресс-брифинг в Госдепартаменте США, на котором против нее было выдвинуто обвинение, что руководство Украины обсуждало возможность продажи систем «Кольчуга» Ираку, и заявлено, что американская экспертиза установила аутентичность соответствующего фрагмента разговора на «пленках Мельниченко», был экстренный визит министра иностранных дел Анатолия Зленко в ООН. В своих ответах на вопросы «Дня» министр прояснил линию обороны Киева: она строится на том, что Украина приглашает международное сообщество еще раз тщательно проверить информацию о нарушении Украиной режима санкций против Ирака, выражая готовность к полной прозрачности и сотрудничеству с ООН. В результате своих встреч с Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном, представителями стран-постоянных членов Совета Безопасности ООН, по словам Зленко, он убедился в полном понимании позиции Украины. Но линия нападения Соединенных Штатов исходит несколько из другого: Вашингтон ясно дает понять, что нельзя доверять руководству страны, которое обсуждает саму возможность поставок оружия Ираку, которого Вашингтон сегодня считает «врагом номер один». Понятно, что ситуация скоро приблизится к кульминационной точке, и преодоление кризиса потребует срочных хирургических вмешательств на всех уровнях, чего не было сделано вовремя. В лучшем случае Украине придется строить свою репутацию с нулевой отметки, где нужно будет задействовать совсем другие, чем сейчас, подходы.

— К каким результатам привели ваши встречи в ООН?

— В первую очередь, я хотел бы успокоить страсти и лишние эмоции. Ситуация, сложившаяся вокруг безосновательных обвинений Украины в нарушениях санкций Совета Безопасности, непростая, неординарная, она вызвала значительный международный ажиотаж, но не нужно терять голову.

Украина адекватно и с полной серьезностью отреагировала на упреки в свою сторону. Мы не намерены ни отмалчиваться, ни оправдываться.

Я четко довел позицию нашего государства до Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, Председателя и членов Совета Безопасности, в частности, всех представителей «постоянной пятерки» (Великобритания, Китай, Россия, США, Франция), Председателя Комитета Совета Безопасности по санкциям в отношении Ирака, а также Председателя Комиссии по мониторингу, контролю и инспекциям ООН (UNMOVIC).

Основной итог проведенных встреч — это полное понимание позиции Украины в актуальных политических обстоятельствах. Мы провели широкую разъяснительную работу, основным элементом которой был тот факт, что Украина придерживалась и продолжает придерживаться своих обязательств по выполнению санкций Совета Безопасности в отношении Ирака. Повторяю, это — факт.

За 11-летнюю историю Комитета 661 Совета Безопасности (комитета, созданного в 1990 году, который непосредственно занимается санкциями против Ирака. — Ред. ) были подготовлены десятки докладов по вопросу санкций против Ирака. Ни в одном из них фактов или каких-либо подозрений, которые бы свидетельствовали о нарушении Украиной эмбарго ООН, не было и не могло быть приведено.

Украина, как любое другое государство, не может принять обвинения, основанные на предположениях. Наша реакция на обвинения не эмоциональная, а практичная. Чтобы развеять малейшие сомнения, мы не только выражаем готовность к полной транспарентности и сотрудничеству с ООН для объективной оценки высказанных обвинений, но и уже выступили инициаторами соответствующих шагов Совета Безопасности. Украина не предлагает, а настаивает на проведении по согласию Совета Безопасности расследования любых фактов якобы причастности нашего государства к незаконной торговле оружием с Ираком.

А что касается конкретных результатов, то их несколько. В первую очередь, на встречах с членами Совета Безопасности мы договорились о проведении консультаций этого органа по вопросу, поднятому Украиной. Во-вторых, мы получили заверения, что рассмотрение проблемы в Комитете Совета Безопасности по санкциям против Ирака будет иметь объективный и беспристрастный характер. В-третьих, мы определили механизм проведения расследования любых фактов якобы нарушения Украиной санкций против Ирака. В-четвертых, от имени Президента и Правительства Украины я пригласил в нашу страну международных экспертов ООН для выяснения необходимой информации. В-пятых, заверения Украины в твердой готовности к сотрудничеству приветствовались и были с пониманием восприняты как Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном, так и представителями государств-членов Совета Безопасности.

— Каковы были, на ваш взгляд, причины возникновения этой ситуации с обвинениями Украины?

— При отсутствии четких доказательств я склонен рассматривать нынешнюю ситуацию сквозь призму текущей международной конъюнктуры и обострившихся в нашей стране внутриполитических проблем. Мы не раз становились объектом целенаправленных антиукраинских кампаний. За последние годы наше государство десятки раз обвиняли в незаконной торговле оружием, в частности, с африканскими государствами. В то же время, эти обвинения никогда не подтверждались и всегда опровергались. Неизменной также осталась и тактика — обвинения выдвигались накануне значительных политических или экономических событий.

В целом мы не воспринимаем и не будем воспринимать попыток использования безосновательных обвинений против Украины в качестве средства устранения нашего государства с поля европейской и евроатлантической интеграции. Внешнеполитический выбор нашего государства, его участие в глобальной антитеррористической коалиции не могут быть разменной монетой полуаргументированных спекуляций.

— Ваш прогноз решения проблемы?

— Я уверен, что возникшие недоразумения будут быстро улажены. Надеюсь, что объективное расследование окончательно расставит точки над «і». В этом смысле Украина рассчитывает на международную поддержку. Стратегический характер наших отношений не может быть заложником ни текущей политической ситуации, ни каких-либо внешних намерений расколоть единство современного евроатлантического альянса, к которому Украина себя причисляет. Наше государство четко подтверждает свою неизменную настроенность на развитие с США дружеских партнерских отношений.

КСТАТИ

Европейский Союз — это не Соединенные Штаты Америки, поэтому и внешняя политика ЕС отличается от внешней политики официального Вашингтона, — сказала в интервью «Радио Свобода» официальный представитель Европейской Комиссии Эмма Удвин. По ее словам, ЕС не может менять политику в отношении Украины на основании только заявлений Государственного департамента США, не изучив окончательно этой проблемы. Европейский Союз, как подчеркнула Удвин, уже поднимал тему экспорта оружия Украиной, однако это касалось не радарных установок «Кольчуга», а поставок оружия в Македонию.

В данном случае, заявила Удвин, ЕС будет изучать достоверность названных фактов и потребует от Украины придерживаться международных правил торговли оружием и не допускать подобных поставок в страны, на которые распространяются санкции ООН. Во второй половине октября по этому вопросу в Брюсселе пройдут консультации на уровне экспертов ЕС и Украины. Одиннадцатого октября в Киеве вопрос продажи «Кольчуг» Ираку обсудят представители «тройки» ЕС и Украины, а 5 ноября в Копенгагене он будет обсужден на встрече-саммите ЕС — Украина.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать