Иногда кажется, что история ничему не учит. Но это не так. Она же учит - если у этой учительницы жизни УЧАТСЯ
Владимир Панченко, украинский литературный критик, литературовед, писатель

Френсис О’ДОННЕЛЛ: Качество жизни — это не только рост доходов, но и доступ к правосудию и свободе информации

19 марта, 1996 - 20:14
ФОТО АВТОРА

Координатор системы ООН/ Представитель ПРООН в Украине Френсис М. О’Доннелл работает в нашей стране с 2004 года. Он координирует деятельность 13 агентств ООН, работающих в Украине в рамках разнообразных проектов и программ. Эффективно ли сотрудничество между ООН и Украиной? Как в ООН оценивают деятельность и эффективность украинского правительства? Какую помощь предоставляют Украине агентства ООН? Ощущает ли это на себе средний украинец? Что нужно сделать Украине, чтобы повысить индекс человеческого развития? Об этом в интервью «Дню» Френсиса М. О’ДОННЕЛЛА.

«УКРАИНА ДОЛЖНА ПРОДОЛЖАТЬ РЕФОРМЫ...»

— Какие приоритеты ставит ООН в сотрудничестве с Украиной?

— В последние годы мы ввели систему, акцентирующую внимание на поддержке усилий правительств относительно углубления международной интеграции. Понятно, что Украина хотела бы поддерживать как можно более хорошие отношения со всеми соседями, включая исторические отношения с Российской Федерацией, а также другими странами, делающими очень большие шаги в направлении углубления демократии. Но сейчас кажется, что желаемое для Украины развитие отношений с Европой чем дальше, тем больше становится под вопросом. Я думаю, что частично это вызвано разочарованием внутри некоторых украинских кругов, желавших быстрого вступления Украины в ЕС, переживающий конституционный кризис и переваривание новых членов. Все это создает для Украины вызов «ожидания» в плане перспективы евроинтеграции. Однако, я считаю, что Украина должна продолжать реформы, поскольку это важно для распространения выгод от экономического роста для большинства украинцев.

«...ВАЖНО НЕ ЗАДЕРЖИВАТЬСЯ НА РЕАЛИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ»

— Какие проблемы, с вашей точки зрения, нужно решать Украине в первую очередь?

— Есть риск, что мы можем стать свидетелями увеличения разногласий между городским и сельским населением Украины. Поэтому очень важно энергично двигаться к принятию законопроектов, необходимых для реализации земельной реформы. Также нужно укреплять институционную систему регистрации, что позволит быстрее отменить мораторий на продажу земли. Кое-кто считает, что благосостояние людей в сельской местности, особенно на небольших фермах, лучше обеспечит мораторий на продажу земли. Есть опасение, что на открытом рынке могут возникнуть спекулятивные цены на землю, и самые бедные фермеры не получат лучшую цену за землю, которую они имеют и могут продать. В некоторой степени это справедливое опасение, но оно должно быть уравновешено другой обеспокоенностью, заключающейся в том, что небольшие фермерские хозяйства для расширения собственного производства нуждаются в доступе к кредитам. А Украина сейчас находится в ситуации, когда значительный прилив иностранных капиталов делает более легким доступ к кредитам украинским потребителям, крупным и малым предпринимателям, и это должно было бы касаться также мелких сельскохозяйственных предприятий. В то же время кредитные организации очень заинтересованы в расширении своей клиентуры, но этот интерес не охватывает бедное сельское население, которое не в состоянии использовать землю как залог для получения кредита. Крестьяне могут заложить будущий урожай, но это не является оптимальной альтернативой по сравнению с возможностью залога собственности. Это не означает, что они захотят продавать землю, а только то, что земля будет иметь определ енную рыночную цену. Именно это может быть использовано для получения кредитов и возможности развиваться. С этой точки зрения важно не задерживаться с реализацией земельной реформы. Ведь мораторий на продажу земли и так продолжается слишком долго. Мы бы очень рекомендовали как можно быстрее снять мораторий, а тем временем Верховная Рада должна принять необходимые законы.

«…СТАБИЛЬНОСТЬ МОЖНО ОБЕСПЕЧИТЬ БЛАГОДАРЯ РЕФОРМАМ, А НЕ ЗА СЧЕТ РЕФОРМ»

— Одним из предвыборных лозунгов нынешней коалиции было обеспечить лучшую жизнь уже сегодня. Как вы считаете, почему правительству не удается выполнить свое обещание? Кроме этого, на самом ли деле, с вашей точки зрения, улучшение уровня жизни населения прямо связано с высокими темпами роста производства, как об этом заявляет первый вице-премьер- министр Николай Азаров?

— Действительно, довольно интересно то, что новое правительство пришло к власти с лозунгами «стабильность, а не реформы». Мы бы сказали, что стабильность можно обеспечить благодаря реформам, а не за счет реформ. Также существующая в данный момент проблема конституционной неопределенности демонстрирует наличие в Украине ситуации с высоким уровнем риска, хотя этого могло бы и не быть. Лично я считаю, что Украина — стабильное общество со стабильной политической ситуацией, которая, конечно же, является конкурентной, что нормально для демократических стран. Но когда вы углубляетесь в вопрос конституционных норм и прерогатив, то здесь важно, чтобы существовало распределение прав и полномочий между Президентом, Кабинетом Министров, парламентом и судебной властью. Поэтому в интересах Украины решить конституционный кризис. Также важно, чтобы люди сохраняли уважение к политическим институтам и верили в их легитимность. А компетентность руководителей правительства, парламента и Президента в основном должна заключаться в том, чтобы всегда поддерживать у граждан веру и доверие к этим институтам. Следовательно, мы будем поощрять быстрое и постоянное решение любых конституционных дилемм в Украине и надлежащее соблюдение Конституции.

Что касается целей... Несомненно, сейчас есть четкое свидетельство того, что быстрый экономический рост обычно ведет к росту доходов. Но связь между ростом и повышением уровня человеческого развития менее очевидна, поскольку мы определяем человеческое развитие в более широком смысле, включающем качество жизни и доступ к новым возможностям. Качество жизни означает не только рост доходов, но и доступ к правосудию, свободе информации, ассоциации, способность на практике реализовать демократические права и наслаждаться всем спектром прав человека. Я считаю правдоподобным, что в Украине качество жизни будет улучшаться. Вместе с тем существует потребность в трансформации отношений между государством и гражданами, когда государство должно скорее служить, а не доминировать. На мой взгляд, перспектива нынешнего правительства в плане макроэкономической стабилизации позитивна, а подход Азарова к управлению экономикой — разумен. Мы считаем важным сохранение определенного уровня финансовой дисциплины и избежание любых популистских шагов, как, например, неоправданное увеличение нерациональных выплат, которые могут быть «съедены» инфляцией.

Вместе с быстрым наплывом капитала в банковскую систему из иностранных банков, что является позитивным, должен увеличиться доступ к кредитам. С другой стороны, существующая тенденция выдачи большинства кредитов в долларах, а не в гривнах, и как результат — быстрое увеличение долларизации экономики, может привести к нестабильности обменного курса, а также к росту рисков. Говоря в общем, гривна — сильная валюта, и мы не видим значительных оснований для ее девальвации, учитывая экономическое состояние страны.

«НУЖНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ИНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ С ЦЕЛЬЮ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ВСЕХ ГРАЖДАН»

— Вы сказали, что в Украине работает много агентств ООН. Как они помогают улучшить ситуацию в стране?

— В первую очередь, хочу отметить, что за последние два года совещательные центры «Голубой ленты» при участии высококлассных украинских и международных экспертов подготовили три важных доклада относительно фундаментальных вызовов, которые могут предстать перед правительством в условиях текущей политической ситуации. Я считаю, что в последние годы каждое украинское правительство внимательно изучало наши рекомендации и в некоторой степени использовало их в своей политике и стратегии. Тем не менее, в конце прошлого года группа из 13 агентств, работающих в Украине, подготовила новый документ по политическим рекомендациям для рассмотрения государственных органов. Под государственными органами мы подразумеваем не только правительство, но и Верховную Раду, Президента и судебную ветвь. Содержание этих рекомендаций сосредоточено на важности консолидации демократии в Украине. Таким образом, в первую очередь, мы подчеркиваем важность решения проблемы конституционной неопределенности с помощью процесса, в котором выполняются конституционные и демократические стандарты, и который обеспечивает достижение равновесия при распределении власти в структуре государства. Также нужно осуществлять институционные реформы с целью удовлетворения потребностей всех граждан путем обеспечения большей степени прозрачности, свободы информации и отчетности перед обществом для результативной деятельности.

Во-вторых, мы считаем, что очень важно обеспечить процветание гражданского общества без бюрократических препятствий путем реформирования юридической структуры либеральными методами, содействуя социальному диалогу и реализации прав. Для развития сотрудничества с гражданским обществом и неправительственными организациями во всех сферах общественной политики и предоставления общественных услуг нужно создать открытые общественные консультативные механизмы.

В-третьих, важно демократизировать здравоохранение и социальные услуги. Для этого необходимо перестроить систему здравоохранения включительно с системой ее финансирования, чтобы расширить возможности выбора с обеспечением прав граждан как клиентов при одновременном обеспечении качества предоставления услуг и равного доступа к ним.

В-четвертых, важно отдать борьбе против ВИЧ/СПИДа стратегический национальный приоритет, поскольку это заболевание все больше распространяется по Украине и охватывает почти 1,5% населения.

И, наконец, необходимо осуществлять демократизацию экономики, чтобы уменьшить неравномерности развития между городским и сельским населением, и распространять выгоды экономического роста для содействия развитию мелких предприятий.

Какие практические шаги мы делаем? ООН помогает правительству лучше координировать большой ряд международных программ технической помощи, включая программы ЕС, США, Канады, Японии и других стран. Мы очень успешно сотрудничаем с правительством и надеемся, что оно скоро подпишет Парижскую декларацию по эффективности использования помощи.

Касаясь конкретных программ помощи ООН, могу сказать, что по большей части они направлены на предупреждение заболеваний, примером чего является деятельность, направленная на предупреждение ВИЧ/СПИДа, туберкулеза, а также предоставления помощи людям, страдающим этими заболеваниями. Я думаю, что в этой области можно больше делать. Мы должны искать более активные подходы к этому.

Что касается непосредственно простых украинцев, то в прошлом году мы много сделали в сфере юридической помощи, создав консультативные органы и центры в шести городах двух областей. Мы помогали предотвращать контрабанду людей.

Относительно рынка труда — мы содействуем внедрению достойных рабочих программ и реализации социального диалога между правительством, частным сектором и профсоюзами. В большей степени это касается социального привлечения инвалидов, в частности профессиональной подготовки инвалидов и предоставления им доступа к работе.

Мы также активно принимали участие в подготовке законопроекта о беженцах, а еще помогаем Украине эффективнее контролировать границы. Одной из самых успешных программ в этом отношении является Миссия ЕС по предоставлению пограничной помощи на украинско-молдавской границе. Она имплементируется ООН и финансируется Европейской комиссией.

Конечно, мы в некоторой степени причастны к реализации институционных реформ. В прошлом году при нашем содействии был проведен функциональный смотр некоторых министерств и выработаны рекомендации относительно способов дальнейшего укрепления их деятельности.

Мы также работаем на местном уровне, помогая местным органам власти бороться с такими вызовами как эффективность энергопотребления. Кроме этого, мы сотрудничаем с общественными организациями. В данный момент мы реализуем три региональные программы: Чернобыльскую, Крымскую и муниципальную программу постоянного развития. Все они могут легко быть сведены в программу местного развития по всей стране.

КОРРУПЦИЯ — УГРОЗА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ

— Какую оценку вы можете дать индексу человеческого развития в Украине?

— Если говорить об этом с точки зрения доходов, то здесь нет проблемы. Поэтому обратим внимание на показатели образования в Украине. Их следует улучшить, учитывая уровень технологии и науки XXI века. Естественно, коррупцию необходимо устранить из образовательной сферы и из других государственных структур. Также негативную тенденцию относительно состояния здоровья общества, которую определяют заболевания и алкоголизм, следует превратить в позитивную и таким образом увеличить продолжительность жизни среди населения.

— Вы упоминали, что выработанные в конце прошлого года рекомендации ООН были преданы государству. Какой была реакция на них украинского правительства?

— Мы хотели бы видеть больше эффективного сотрудничества в вопросах борьбы с коррупцией в обществе, образовании, экономике и правительственных структурах. Коррупция — это угроза для населения. Мы будем продолжать сотрудничать с правительством. Но необходимо, чтобы эта проблема постоянно была в поле зрения правительства. В прошлом году мы надеялись на большее сотрудничество с Украиной и предоставление ООН больших ресурсов, чтобы эффективнее сотрудничать с Украиной как в плане финансовой поддержки программ и проектов, так и в плане расширения возможностей ООН. Мы очень довольны тем, что Украина основала Украинское агентство международного развития. Мы будем очень заинтересованы в том, чтобы помочь Украине использовать возможности и ресурсы агентства за границей, чтобы предоставлять помощь другим странам.

«МЫ УЛУЧШАЕМ СТАНДАРТЫ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ, СОЗДАВАЯ СТАБИЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ, В КОТОРОМ МОЖЕТ ПРОЦВЕТАТЬ ДЕМОКРАТИЯ...»

— Можете ли вы назвать страны, сотрудничество которых с ООН принесло хорошие результаты?

— Мы сотрудничаем со многими правительствами и расходуем много ресурсов на инвестирование в институционные трансформации. Я думаю, что с этой точки зрения система ООН была очень эффективной в предоставлении помощи в развитии институционных возможностей во многих странах мира. И что самое важное — его мы помогли странам, выходившим из трудного положения. Это становится более очевидным, если обратить внимание на Намибию или Руанду, которые стали демократическими странами с растущей экономикой. Или на Камбоджу, в которой после разрушительного геноцида люди работают в нормальных условиях. Как видите, ООН помогла этим странам вернуться к жизни. То же самое может быть сказано о ситуации на Балканах, в частности в Боснии. На примере этой страны можно увидеть, как ООН не только предоставила гуманитарную помощь, но и содействовала восстановлению мира в Боснии.

Можно вспомнить и Восточный Тимор, три года назад получивший независимость. Хоть перед Восточным Тимором и предстают вызовы относительно стабильности, но эта страна теперь является членом ООН. Мы распространяем демократию в те части света, где ее раньше не было. Мы улучшаем стандарты жизни людей, создавая стабильное окружение, в котором может процветать демократия, а экономика снова стоять на ногах. Это является как раз примером того, почему нам нужна сильная и компетентная ООН, которая может быть основой глобального мира и его процветания.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ