Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Игра Берлина «на трубе»

С чем приехал в Киев и Москву министр экономики ФРГ Петер Альтмайер?
15 мая, 10:56
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ

13—14 мая с визитом в Киеве находился министр экономики Германии Петер Альтмайер. В воскресенье он провел переговоры с представителями немецкого бизнеса в Украине, а на следующий день — с премьер-министром Владимиром Гройсманом. После встречи глава правительства написал в Twitter, что Германия является очень важным партнером и другом Украины, отметил важность того, что в коалиционном соглашении обозначена позиция относительно поддержки нашего государства. Ожидалось, что Альтмайер прилетит в Киев с целью, чтобы еще раз обсудить этот вопрос.

Газопровод «Северный поток-2» будет пролегать из России в Германию через Финляндию, Швецию, Данию. Напомним, что по получении всех разрешений в Германии уже начали работы по  строительству газопровода, о чем сообщила DW в начале мая. Впрочем, в апреле во время совместной пресс-конференции с Президентом Украины Петром Порошенко канцлер Германии Ангела Меркель отметила то, что «Северный поток-2» невозможен, пока не будет решена судьба транзита через Украину.

«ЭТОТ ВИЗИТ В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ИМЕЕТ ЦЕРЕМОНИАЛЬНО-РИТУАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР»

Михаил ГОНЧАР, президент Центра глобалистики «Стратегия ХХI»:

— Этот визит в большей степени имеет церемониально-ритуальный характер. Учитывая то, что существует оппозиция относительно «Северного потока-2» со стороны Украины, Польши и невосприятие в Еврокомиссии этого проекта, который проталкивается под немецким давлением, Берлин проводит определенную игру под названием «послушаем всех», в том числе оппонентов. А Украина — главный оппонент проекта. Но послушать — не значит услышать и тем более — не значит пойти навстречу. Тем более что потом Альтмайер летит в Москву, где ему представят другую и хорошо известную точку зрения — что проект экономический и что нет никакой политики и другие аргументы, которыми официально оперирует и немецкая сторона, невзирая на то, что из уст канцлера Меркель и некоторых немецких политиков звучат оценки, что это не только экономический проект.

Во-первых, российско-немецкий консенсус относительно проекта существует, и он не подвергался трансформациям. Во-вторых, существует также российско-немецкий консенсус относительно транзита через газотранспортную систему (ГТС) Украины, и он хорошо известен. В Москве Альтмайеру скажут: мы сохраняем транзит через Украину, мы это подтверждали устами «Газпрома» в этом и  прошлом годах. Это тот ответ, что нужен Берлину, который тоже считает, что транзит через Украину должен быть сохранен. Только никто не называет цифру. «Газпром» говорит о 10—15 млрд кубических метров газа, который для нашей ГТС равняется почти нулю, поскольку ее мощность — 142 млрд кубических метров. При таком уровне загрузки она не будет рентабельна и технологически не будет работать как система.

Возможно, новацией станет то, что в результате переговоров цифра транзита будет увеличена — например, до 30 млрд кубических метров. Но это тоже не решает проблему загрузки ГТС, ведь система будет работать в убыточном режиме. Это максимум, чего можно ожидать от этого турне Альтмайера в Украину и Россию. А потому позиция останется неизменной.

Также этот визит должен приучить украинцев, что не обсуждается вопрос быть «Северному потоку-2» или не быть. Мол, мы с вами, украинцами, обсуждаем вопрос, как сохранить транзит через вас в условиях, когда «Северный поток-2» будет. И это опасный акцент, который должен сбить волну оппозиции Украины к этому проекту.

— Германия уже начала строительство. Вместе с тем канцлер Меркель обещала, что «Северный поток-2» невозможен без определения роли Украины, как транзитера. Как действовать Киеву, чтобы немцы выполнили свое обещание относительно транзита?

— Думаю, все эти немецкие заявления лукавые. Они прекрасно понимают роль и значение украинской ГТС, просто Германия не говорит об этом устами своих руководителей, но неартикулировано, стратегически она просто стремится перехватить на себя снабжение российского газа в Европу.

Если будут работать оба «Северных потока» — это 110 млрд кубических метров мощности. Прошлогодний экспорт российского газа в страны Европы, за исключением Турции, составил приблизительно 165 млрд кубов. Если из них 110 млрд кубов будет поступать в страны ЕС через Германию, она будет играть роль Украины.

Если бы с немецкой стороны прозвучало не просто общее требование к России сохранить транзит через Украину, а были озвучены конкретные требования. Например, если «Газпром» не хочет пользоваться украинской ГТС и хочет переключиться на «потоки», тогда он должен предоставить свои экспортные мощности для использования другими независимыми добытчиками газа в России, которые имеют соответствующий ресурс газа и хотят его транспортировать в Европу — это «Роснефть», «Новатек». Они могут, используя свободные мощности украинской ГТС, экспортировать свой газ в Европу. Другой путь — открыть доступ для центральноазиатского газа — тоже транзитом через ГТС России и Украины. Так длительное время было в 1990—2000-х годах.

Но и с украинской стороны должны озвучиваться подходы, вопросы к немцам и россиянам относительно того, какой механизм, гарантии сохранения этого транзита через Украину и в каком количестве. Пока еще я не слышал, чтобы кто-то с украинской стороны так конкретно ставил вопрос.

— Почему немцы не видят возможности реформировать украинскую ГТС, а  строят газопровод в обход Украины?

 — Они просто не хотят видеть. Вопрос в том, что российские экспортные газопроводы недаром называют «откатопроводами». Просто это выгодно для немецкого бизнеса, прежде всего связанного с промышленностью, выполнением подрядных работ, изготовлением труб, их обетонированием, снабжением оборудования. Ничего из этого Россия не имеет. На 90% «Северный поток-2» состоит из импортных комплектующих. Поэтому те нормы откатов, которые предлагает «Газпром», являются привлекательными для европейских подрядчиков.

А модернизация ГТС Украины будет проходить в соответствии с брюссельской декларацией почти 10-летней давности, и здесь все будет делаться за ресурсы европейских банков — прозрачно, и откатов не будет. Поэтому не надо иметь иллюзий относительно немецкого бизнеса, когда о нем рассказывают, насколько он чист, прозрачен и честен. Когда речь идет о том, чтобы заработать лишний евро или евроцент, соблазняются больше на «газпромовские предложения» откатов, чем на наши предложения честного и прозрачного подхода.

Кроме того, усилиями российской пропаганды создан образ, что украинский газовый сектор — непрозрачный, коррумпированный. Хотя это уже далеко не так, ГТС Украины в настоящее время прозрачнее, чем многие из европейских аналогов. Но многие продолжают воспринимать это именно так.

Также есть предложение «Газпрома» для компаний пяти стран-участниц проекта: они будут получать доход  в виде платы за транспортировку газа «Северного потока-2» в максимально возможном объеме, независимо от того, насколько будет загружен этот газопровод. То есть даже если ничего не будет транспортироваться по нему, они все равно будут получать доход. Кто же откажется от такого лакомого предложения?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать