Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Красные линии» для Украины

Эксперты «Дня» — об ожидании от берлинской встречи лидеров «нормандского формата»
18 октября, 19:32
ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

19 октября, в Берлине во второй половине дня состоится встреча лидеров четырех государств «нормандского формата» (канцлера Германии, президентов Франции, Украины и России). Согласно сообщению на сайте Президента Украины, эта договоренность была достигнута после телефонного разговора Петра Порошенко, который вчера находился с официальным визитом в Норвегии, при участии президента Франции Франсуа Олланда и канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Причем цель этой встречи, как было сказано в сообщении, побуждать Россию выполнить часть Минских договоренностей, касающуюся безопасности.

Характерно, что утром не было точно известно, будет ли принимать участие в этой встрече российский лидер. И только после заявления пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, что пришло время «сверки часов» после  Парижской встречи в «нормандском формате», которая состоялась год назад, стало понятно, что Путин поедет в Берлин. И в традиционной манере для Кремля пресс-секретарь обвинил Киев в невыполнении политической части Минских договоренностей. При этом он отметил: «Москва и президент  Путин, как и ранее, убеждены в безальтернативности Минских договоренностей для стран, которые принимали на себя обязательство. И, прежде всего, речь идет, конечно, о политической части, которая должна выполняться Киевом». И здесь возникает вопрос, а о своих обязательствах Россия помнит: а это и полное прекращение огня, отвод тяжелой техники и мониторинг СММ ОБСЕ вооружений на оккупированной территории, включая неконтролируемый Украиной участок украинско-российской границы.

Со своей стороны, на совместной пресс-конференции с премьер-министром Норвегии Эрной Солберг, Президент Украины Петр Порошенко отметил, что «Украина имплементировала 95% политического пакета, а Россия — 0% пакета безопасности». Отвечая на вопрос относительно ожиданий от берлинской встречи, глава украинского государства сказал, что Киев надеется на согласование «дорожной карты», которая определит фактическую реализацию минских договоренностей. «Если Россия будет готова подписать данный документ, и что самое главное — выполнять его, то это будет очень позитивное событие», — отметил украинский президент.

Он также напомнил, что «у нас не внутренний конфликт, а российская оккупация, российская агрессия против независимого суверенного государства Украина, в центре Европы в XXI веке».

«ПОДХОД «АГРЕССОР ПОЛУЧАЕТ ВСЕ» —АБСОЛЮТНО НЕПРИЕМЛЕМ»

Алена ГЕТЬМАНЧУК, директор Института мировой политики, Киев:

— Неcмотря на желание отдельных участников «нормандского формата» проводить встречу на высшем уровне, если есть шанс на достижение реального прогресса в имплементации Минских договоренностей, сегодня более чем очевидно, что реальный прогресс в имплементации Минска может быть достигнут исключительно ценой уступок со стороны Украины. Никакого серьезного сигнала, что Путин на данном этапе готов к определенным уступкам со своей стороны, — нет. Кроме того, с самого начала конфликта было очевидно, что российский президент нацелен на «крупную сделку» с Соединенными Штатами. Европейские участники «нормандского» формата воспринимаются в Москве в лучшем случае как фасилитаторы такой сделки. У нас не должно быть чрезмерных ожиданий относительно результатов очередной «нормандской встречи», поскольку все стороны подходят к ней с разным виденьем имплементации Минска. Украина не отступает от формулы «сначала безопасность». Россия придерживает формулы «сначала выборы и особый статус». Западные партнеры «и безопасность, и выборы одновременно». Украине важно придерживаться своих «красных линий», которые исключат возможность выполнения Минска ценой подрыва Украины как государства. Есть также «красные линии», инициированные Институтом мировой политики и разработанные совместно с рядом ведущих украинских аналитических центров. Очень важно также аргументированно объяснять европейским партнерам по «нормандскому формату» риски, которые скрывает для стабильности Украины и ее дееспособности как государства выполнение Минска без учета украинских «красных линий». Также важно снять обвинение Украины со стороны западных партнеров в целом в том, что она ни на йоту не готова к компромиссам, а любое урегулирование требует определенных компромиссов. Украине важно продемонстрировать и правильно скоммуницировать те вопросы, где она уже пошла на определенные компромиссы и где она готова к ним без пересечения «красных линий», как и то, что компромиссы должны быть также со стороны России, поскольку подход «агрессор получает все» — абсолютно неприемлем ни для украинской власти, ни для украинского общества и никоим образом не укрепит безопасность в регионе.

«ЭТА ВСТРЕЧА НУЖНА, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ, ЧТО ФОРМАТ СКОРЕЕ ЖИВ, ЧЕМ МЕРТВ»

Николай КАПИТОНЕНКО, исполнительный директор Центра исследования международных отношений, Киев:

— Думаю, оптимизм в отношении нашей внешней политики — это непозволительная роскошь; примерно то же самое можно предварительно сказать о «нормандском» саммите в Берлине. Эта встреча нужна, чтобы показать, что формат скорее жив, чем мертв, и что для всех сторон Минские соглашения все еще остаются меньшим из зол. Мы и Кремль тянем время, каждый в надежде на то, что оно играет на его стороне; европейцы стремятся минимизировать потери и риски от войны в Украине, а если получится — и заморозить конфликт, оставив его только на повестке дня украино-российских отношений. Привести такие исходные позиции к общему знаменателю будет сложно. Пока им выступает лишь общее понимание необходимости обеспечения безопасности, проведения выборов и возвращения неподконтрольных территорий под суверенитет Украины. Но вот последовательность этих шагов, детали и общий результат всеми трактуются по-разному. Вряд ли здесь есть принципиальные изменения по сравнению с октябрем прошлого года. Для нас главное в этой ситуации — понять, чего именно мы хотим достичь на Донбассе; осознать, что Россия будет запрашивать за это огромную цену; и определиться с приоритетами. Например, с тем, согласны ли мы реинтегрировать Донбасс на условиях Кремля? Согласны ли забывать о Крыме? Если нет, то согласны ли находиться в состоянии замороженного конфликта десятилетиями, как, скажем, наши соседи в Молдове? Все это — вопросы для самого широкого диалога, без которого — равно как и без продуманной долгосрочной стратегии в отношении России — политики и дальше будут заложниками популистских лозунгов и сиюминутных настроений.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать