Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О канадской стратегии противодействия Путину

Роман Ващук: «Надо называть вещи своими именами и подкреплять заявления конкретными экономическими санкциями...»
28 октября, 10:12

В прошлом месяце в Украину прибыл новый посол Канады Роман Ващук, имеющий украинское происхождение. Характерной чертой нового главы канадского дипломатического ведомства является  то, что он почти сразу стал общаться с прессой, давать комментарии (обычно послы делают это после вручения верительных грамот главе государства принимающей стороны). Кроме того, пан Ващук ведет свою страницу в Twitter. И, конечно, поражает, как оперативно пан посол откликнулся на запрос «Дня» относительно интервью, чтобы прокомментировать теракт, произошедший в среду в столице Канады.

«У КАНАДЫ НЕТ ИММУНИТЕТА ПРОТИВ БОЛЕЗНИ ТЕРРОРИЗМА, РАСПРОСТРАНЯЮЩЕЙСЯ В МИРЕ»

Пан посол, спасибо, что вы так быстро согласились дать нам интервью. Выражаем соболезнование в связи с гибелью солдата, который нес почетный караул возле Национального монумента памяти погибших в войне. Можете ли вы рассказать, какие выводы сделали канадские власти после этого теракта?

— Я не буду входить в мотивацию человека, совершившего это преступление. Явно этот человек замахнулся на символы канадской государственности, памяти, совершив нападение на охранников у могилы неизвестного воина.

Я был около этого памятника и могилы почти год назад, но тогда я не видел почетного караула...

— Капрал Натан Серилло практически был резервистом из города Гамильтона и служил в обычном подразделении с шотландскими традициями. Нападение продолжилось в главном холле нашего парламента, где как раз собрались основные фракции. Но сломать нашу систему или наш дух ему не удалось. Я думаю, очень символично, что его преступное нападение остановил сам сержант парламента (это старинный титул),  человек, который в буквальном смысле выполнил свое прямое назначение. В эти дни Кевин Уикерс действительно стал героем всех канадцев. Так что, с одной стороны, мы все — как нация — сочувствуем семье этого солдата из Гамильтона, а также и второму солдату Патрису Винсенту из Квебека, который двумя днями ранее стал жертвой автомобильного наезда.

Все это указывает нам на то, что у Канады нет иммунитета против болезни терроризма, распространяющейся в мире. Но народная реакция проявилась, в частности, в городе Оттава, где люди создали хеджтек //myottawa на Twitter и там выкладывали, какой они видят нашу столицу и, несмотря на такое преступление, этот характер города не изменится, его нельзя изменить. Так что такая твердая решимость, хотя мы готовы обороняться. Наш премьер-министр и правительство выложили эти новые идеи и антитеррористические мероприятия, которые будут вскоре приняты. Но саму природу общества, нашей столицы, нашей страны мы не собираемся менять. Потому что это было бы своего рода победой таких террористов.

«МЫ ВВОДИМ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКУЮ СТРАТЕГИЮ, ЦЕЛЬЮ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ЛУЧШЕЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ, ВЫЯВЛЕНИЕ ТЕРАКТОВ»

Как известно, во вторник в вашей стране был повышен уровень безопасности, а на следующий день произошел этот теракт. Это стечение обстоятельств или что-либо другое?

— Мне кажется, что явное брожение в той идейной среде, из которой могли вырваться эти единичные преступники, уже указывало нашим службам безопасности, что могут быть проблемы. Но я это оставляю специалистам и соответствующим органам, чтобы докопаться до первопричин.

Я уже читал, что премьер Харпер заявил об усилении антитеррористического законодательства. Какие же меры планируется ввести после этого теракта?

— Мы собираемся вводить закон, который бы лишал гражданства тех, кто имеет двойное гражданство и занимается актами терроризма или входит в вооруженные столкновения с канадскими вооруженными силами.

А как это будет решаться, через суд?

— Да, будет установлена процедура. Я деталей этого еще не знаю. Вместе с тем мы вводим антитеррористическую стратегию, целью которой является лучшее предупреждение, выявление терактов и, конечно, реагирование на действия террористов. Эта стратегия будет требовать новых законодательных решений. Но сейчас рано обсуждать детали.

«КАНАДЦЫ ТВЕРДО НАСТРОЕНЫ НАБЛЮДАТЬ ЗА УСПЕШНЫМ ТЕЧЕНИЕМ ВЫБОРОВ В УКРАИНЕ»

— Кстати, хочу отметить, что этот террористический инцидент в Оттаве тоже повлиял на наших парламентских наблюдателей. И восьмерка депутатов, которая должна была вылететь еще в среду, сидела забаррикадированной в парламенте, поэтому не могла вылететь. Но они настолько тверды и решительны, что на следующий день, хотя и были поражены этими событиями, однако вылетели в Киев и будут участниками миссии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в качестве наблюдателей здесь, в Украине. Я в пятницу вечером должен сделать для них маленький неформальный брифинг. Всего в Украине будет 300 канадских наблюдателей, из которых 101 — в составе миссии ОБСЕ и еще почти двести — в нашей двусторонней миссии. Так что, как видите, несмотря на препятствия, канадцы твердо настроены наблюдать за успешным ходом выборов в Украине.

И каковы ожидания у Канады от этих выборов?

— Мы надеемся, что они пройдут на том же уровне, что и выборы в мае.

«НИ ОДНА СТРАНА — ВАШ ПАРТНЕР НЕ ВЫСКАЗЫВАЛАСЬ И НЕ ДЕЙСТВОВАЛА ТАК РЕШИТЕЛЬНО В ЗАЩИТУ ИНТЕРЕСОВ УКРАИНЫ, КАК КАНАДА»

А если посмотреть на общую картину. Президент США Барак Обама, выступая с трибуны ООН, назвал три главные угрозы миру: вирус Эбола, «Исламское государство» и российская агрессия в Украине. А, с точки зрения Канады, считает ли правительство вашей страны последние две угрозы главными?

— Обе для нас очень важны. Как вы знаете, наверное, ни одна страна — ваш партнер — не высказывалась и не действовала так решительно в защите интересов Украины, как Канада. Как видите, даже прием, который оказали Президенту Украины в Оттаве, является свидетельством почти единогласной поддержки всех партий, политиков и народа Канады. Я думаю, что ни одна страна не может позволить себе иметь только один международный приоритет. Мы должны одновременно противодействовать всем тем силам-угрозам, которые нас затрагивают. А те три, которые вы упомянули, безусловно, являются самыми главными и для нас сегодня. Считаю, что в следующие недели и месяцы мы будем следить за тем, какие новые шаги предпримем относительно нашего сотрудничества с Украиной в области и безопасности, и общего сотрудничества, поддержки реформ и т. д.

То есть в вашем правительстве нет такого сопротивления, как в администрации США, относительно предоставления Украине летального оружия, которое необходимо для противостояния российской агрессии?

— Если речь идет о сфере безопасности, то это не означает обязательно летальное оружие. Здесь мы придерживаемся пока идеи относительно укрепления сектора безопасности Украины другими средствами.

Можете об этом подробнее рассказать?

— У нас как раз есть делегации, которые ведут переговоры с украинскими партнерами и ищут лучшие решения.

КАК НАУЧИТЬ РОССИЮ СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА

А вообще, с вашей точки зрения, какой должна быть стратегия противодействия российской агрессии? Например, вчера (интервью записывалось 24 октября. — Авт.) президент Литвы Даля Грибаускайте на саммите ЕС в Брюсселе заявила, что Россия должна нести ответственность за свои действия, и жизнь научит ее соблюдать правила. Наверное, необходимо что-то большее, чтобы повлиять на Россию, чтобы она придерживалась правил?

— Знаете, я думаю, прежде всего надо твердо называть вещи своими именами. Это будет хорошее начало. И, соответственно, надо подкреплять такие заявления конкретными экономическими санкциями и оказывать помощь Украине, чтобы она, прежде всего, перезимовала зиму; а во-вторых, могла развить свои структуры безопасности так, чтобы могла противостоять любым внешним угрозам.

Как известно, на миланских переговорах с участием лидеров ЕС и Порошенко Путин заявил, что он не заинтересован в Приднестровье, в Украине, и выступает за то, чтобы Донбасс был в составе Украины, а Лавров уже после заявления Порошенко о договоренности по установлению украинского контроля за КПП на границе говорит, что этого не будет. Надо ли после этого усиливать санкции против России?

— Канада не принимала непосредственного участия в этих переговорах, поэтому мне трудно говорить о том, какие должны были быть их последствия. По-моему, еще рано делать какие-то заявления по этому поводу.

А чего надо ждать? Минский протокол Россия не выполняет.

— Надо ждать, как будет развиваться ситуация в Украине.

«У МЕНЯ НЕ БЫЛО ВЫБОРА — УЧИТЬ УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК ИЛИ НЕТ»

Пан посол, можете немного рассказать о вашем украинском происхождении?

— Да, я родился в Торонто. И мои родители являются послевоенными иммигрантами в Канаду. Они иммигрировали после Второй мировой войны из Западной Украины. Как для Канады, не очень оригинально, из Львовской и Ивано-Франковской областей. Моя мама уроженка Тернопольщины. И значит, у меня не было выбора — изучать украинский язык или нет. У нас на нем говорят дома. А здесь, в Украине, в широком и узком смысле, я работал дважды.

Первый раз, с 1994 по 1998 год, вы работали в Посольстве в Киеве, а второй...

— А до этого я работал в Посольстве Канады в Москве с 1988 по 1991 год, когда все эти пространства входили под юрисдикцию того посольства. Так что  тогда я познакомился с определенными реалиями.

«ИНОСТРАНЦАМ В УКРАИНЕ НИКОГО НЕ НАДО УЧИТЬ. УКРАИНЦЫ УЖЕ НАУЧИЛИСЬ И ДОМА, И ЗА РУБЕЖОМ»

И, учитывая этот опыт, конца 1980 годов, вторую половину 1990 годов и последние события в нашей стране, можете дать оценку, куда движется Украина?

— Я думаю, что шествие Украины в Европу не остановить. Это первое. Даже наиболее сильное впечатление теперь, после 16 лет, когда я здесь не работал, то, что действительно выросло и воспиталось новое поколение людей. Иностранцам в Украине никого не надо учить. Украинцы уже сами научились и дома, и за рубежом. Только надо, чтобы квалифицированные люди были на нужном месте.

Но, видимо, нам же еще нужна ваша поддержка в обучении украинцев, в частности программа обмена студентов, которую планировалось ранее расширить, как с этим?

— Мы этому способствуем и делаем все, что можем. На этот год мы утроили финансирование наших программ поддержки Украины. Но все это, в том числе даже суммы, которые тратятся на это, совсем мизерные по сравнению с тем, что происходит в Украине и вкладывается самими украинцами в самообразование, в обучение за границей и т. д. И это то, что внушает мне наибольшую надежду.

«Я ЛЮБЛЮ УЧИТЬ ЯЗЫКИ И ОБЩАТЬСЯ С ЛЮДЬМИ. ПРИЧЕМ НЕ ТОЛЬКО ГОВОРИТЬ, НО И СЛУШАТЬ»

Глядя на вашу биографию, можно сказать, что вы настоящий полиглот. Вы знаете английский, французский, немецкий, русский, украинский, польский, сербский. Как вам удалось изучить столько языков? Может, поделитесь секретом с нашими читателями?

— Зато я не умею считать. (Смеется.) Каждый что-то умеет и что-то не умеет. Но мне другие помогают считать, не переживайте. Просто это мне нравится и дается легче, чем другие вещи. Я люблю изучать языки и общаться с людьми. Причем не только говорить, но и слушать. Это тоже полезно. Я провел три года на Балканах, там, где много разных нюансов: культурных, языковых, исторических, религиозных и т. д. Как-то не наступил на какие-то очевидные мины,  имею в виду не буквальные, а социокультурные. И после всего этого надеюсь, что смогу, если не между капельками, то как-то пройти не извилистыми, а прямыми путями Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать