Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Остановит ли резолюция Совбеза ООН Северную Корею?

«Ситуация фактически не разрешена, но не заведена в тупик», — эксперт
12 сентября, 18:33
ФОТО REUTERS

11 сентября Совет Безопасности ООН единогласно проголосовал за усиление санкций против Северной Кореи. Этот пакет  ограничительных мер является уже девятым начиная с 2006 года, с тех пор, как там было проведено первое подземное испытание ядерного устройства. Расширение санкций стало ответом на самое мощное в истории страны испытания водородной бомбы, даже вызвавшее мощные землетрясения в Китае, Южной Корее и Японии.

Согласно новым санкциям, полностью запрещается экспорт из КНДР текстильной продукции (а это вторая статья экспорта КНДР, который приносит 700 млн долларов ежегодно), трудоустройство рабочих из Северной Кореи (что, по оценками США, будет стоить еще 500 млн долларов налоговых поступлений в год). Кроме того, ограничивается импорт нефтепродуктов и сырой нефти в КНДР, сообщает Би-Би-Си.

Следует отметить, что резолюция ООН была принята по инициативе Вашингтона и начальный вариант пакета санкций предусматривал полное эмбарго на поставки нефти в КНДР и замораживание зарубежных активов северокорейского руководства, в частности, лидера страны Ким Чен Ына. Но США пошли на уступки и, как пишет Би-Би-Си, Совбез проголосовал единогласного только после того, как «союзники Пхеньяна Россия и Китай согласились на смягченные меры».

«Мы не хотим войны. Северокорейский режим не прошел точку невозврата. Если Пхеньян согласится прекратить ядерную программу, он обеспечит себе будущее», — так прокомментировала резолюцию постоянный представитель США в ООН Никки Хейли. Премьер-министр Японии Синдзо Абе назвал резолюцию «сильной». «Это ясно показало волю международного сообщества усиливать давление до нового уровня и заставить Северную Корею изменить свою политику», — сказал он.

В самой Северной Корее ранее предупредили, что в случае если санкции будут усилены, «США заплатят высокую цену».

Напомним, ранее в интервью «Дню» старший научный сотрудник и директор Центра военно-политического анализа в Гудзонском институте Ричард Вайц назвал три пути, с помощью которых США могут помочь устроить конфликт вокруг КНДР: введение санкций, использование дипломатии и усиление военной подготовки, в частности, создание противоракетной обороны США для Южной Кореи.

«День» обратился к экспертам с просьбой прокомментировать расширение санкций в отношении КНДР и рассказать, какова роль США и Китая в решении кризиса:

«ОБЯЗАТЬ ЛИДЕРА КНДР К РАСШИРЕНИЮ ДИАЛОГА БЫЛО БЫ ЛУЧШИМ РЕШЕНИЕМ»

Александр ЦВЕТКОВ, американист, профессор, Дипломатическая академия МИД Украины:

— Существуют два подхода к тому, как решать вопрос Северной Кореи: с точки зрения угроз, усиления санкций и с точки зрения расширения круга участников переговорного процесса. Мне кажется, что преимущество за этим последним вариантом, на котором концентрируются подходы многих европейских стран. В частности, все более активную позицию в этом подходе занимает Германия.

Ситуация в Северной Корее очень комплексная. Она зависит от ее окружения на границах и особенно России и Китая. Китай — это 90% экспортных поступлений в эту страну. Конечно, геополитические и стратегические интересы этих двух сил могут превалировать над интересами других или должны быть учтены. Поэтому перспективы многосторонних подходов к разговору с этим регионом вообще и Северной Кореей в частности имеют больше шансов.

Ситуация фактически не разрешена, но не заведена в тупик и дает возможность посмотреть на эту проблему с точки зрения интересов большего количества участников, в частности Европы.

Хоть Северная Корея географически далекая от нас страна, но катастрофа или военная сила, которая решит этот вопрос,  опасно ударит по всем. Даже наши проблемы станут менее острыми или менее ощутимыми на международной арене, если заострится ситуация с ядерной опасностью на Дальнем Востоке.

США сейчас будут придерживаться более жестких отношений со всеми странами, предоставляющими торговые услуги стратегического характера Северной Корее. Все остальные страны должны учитывать это.

Здесь больше возможностей у Южной Кореи в отношении того, чтобы поддерживать диалог или раскрыться больше к диалогу с севером. Также известна инициатива Швейцарии, которая предлагает свои услуги в международных контактах или посредничество, как еще один дипломатический канал переговоров с КНДР.

Основные трудности в этом вопросе заключаются в том, что в Северной Корее очень непредсказуемый, абсолютный лидер, от которого зависят все движения и возможности к овладению диалогом. Он — не самоубийца. Он играет с ядерным оружием — оружием стратегического масштаба, противопоставляя себя всему миру. Но доводить до конфликта тоже не в его интересах. Сделать разумный ход и обязать его на расширение диалога было бы лучшим решением.

«КИТАЙ ИДЕТ В РУСЛЕ МИРОВОГО СОДРУЖЕСТВА И ВЫПОЛНЯЕТ ВСЕ САНКЦИИ»

Андрей ГОНЧАРУК, китаевед, эксперт Национального института стратегических исследований:

— Китай является определенным заложником этой ситуации, потому что в свое время эта страна очень поддерживала Северную Корею и воевала на ее стороне во время Корейской войны. Поэтому Китай приобщен к ситуации.

У Северной Кореи есть четыре соседа: Китай, Россия, Япония и Южная Корея. Поэтому Китай хочет или не хочет, но должен заниматься проблемами Северной Кореи. Хотя последние десятилетия для Китая это не идеологический союзник, не страна, с которой когда-то были очень близкие дружеские отношения, а это настоящая проблема, которую нужно решать.

И потому, с одной стороны, звучит критика от президента США Дональда Трампа относительно того, что Китай мало делает для решения корейской ядерной проблемы. А с другой стороны, Китай выполняет все резолюции Совбеза и Генасамблеи ООН относительно санкций против Северной Кореи. И особенно последние резолюции относительно экономических санкций касались в первую очередь Китая, и он выполняет их. Не могу сказать, что это как-то влияет на экономику Поднебесной. Для нее это незначительные экономические потери, но все же потери.

Китай идет в русле мирового содружества и выполняет все санкции. Поэтому говорить, что Китай как-то отстраненно относится к проблеме, мы не можем. Думаю, что Китай выступает определенным предохранителем перехода ситуации в более горячую фазу. Он понимает, что нет военного решения этой проблемы. Это ситуация, которая, к сожалению, еще достаточно долгое время будет взрывоопасной для мира в целом.

А что касается того, может ли повлиять Китай на Северную Корею, то китайцы не имеют такого влияния на Ким Чен Ына, как, например, в свое время Мао Цзедун имел на Ким Ир Сена. Это разные страны по характеру власти, форме существования власти. Нельзя сравнивать ситуацию, которая была 50 лет назад, с той, которая сегодня. К сожалению, режим Северной Кореи деградировал в сторону непредсказуемости и авторитаризма. Он сейчас значительно жестче, чем тот, который был 50 лет назад.

Единственное, на что надеялось мировое содружество, это на то, что все же гуманитарные обмены и туристы из Северной Кореи бывали в Китае и смотрели на жизнь в этой стране и что это каким-то образом изменит общественные настроения в Северной Корее. Но в тоталитарной стране все общественные настроения под контролем, и я бы лично не стал надеяться на то, что произойдет эволюционное изменение ситуации в Северной Корее.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать