Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Перевести отношения в конкретные результаты»

В Администрации Президента прокомментировали результаты саммита Украина-ЕС
26 ноября, 00:28
ФОТО АПУ

14-й саммит Украина-ЕС, который состоялся позавчера в Брюсселе, в Администрации Президента анонсировали как стратегический. Однако у многих экспертов такая характеристика вызвала сомнение. Об этом «День» писал в материале «От еврооптимизма -- до здорового украинопрагматизма» №215-216, (2016) за 25 ноября 2016 года.

Сегодня на брифинге в Администрации Президента «День» спросил у заместителя главы АП Константина Елисеева, в чем заключался стратегический характер этого саммита. И получил от него следующий ответ: «Во-первых, на саммите состоялась стратегическая дискуссия, поскольку с ЕС мы должны координировать усилия и смотреть чуть дальше, чем на год-полтора. Поэтому президенты четко обсудили современные глобальные вызовы, с которыми сталкивается как Украина, так и Евросоюз. А это вызовы, связанные с потоками мигрантов, результатами нынешних и будущих выборов в Европе и ЕС, а также вопросы, связанные с Россией и ее попытками навязать свою альтернативную Европу, свои альтернативные ценности. Недаром накануне саммита Европарламент принял очень интересную резолюцию, в которой четко названы вызовы, связанные с российской информационной «гибридной войной», а также российские СМИ, которые негативно влияют на весь этот климат. Во-вторых, стратегическое значение имеет подписанный меморандум о сотрудничестве в области энергетики. В-третьих, были обсуждены вопросы завершения ратификации Соглашения об ассоциации, которое является стратегическим документом и помогает стратегически видеть, как двигаться дальше, чтобы он наконец-то вступил в силу».

Пан Елисеев подчеркнул, что это его 14-й саммит, который он готовил или в котором принимал участие. Он признался, что ему было приятно, что впервые за все годы на этом саммите ЕС не выразил ни единого замечания к Украине, что наша страна ничего не сделала. «Ситуация была с точностью до наоборот. Вчера украинская сторона поставила вопрос о выполнении тех обязательств, которые взяла на себя сторона Европейского Союза», -- подчеркнул заместитель Главы Администрации Президента.

Многих журналистов интересовал вопрос, когда все-таки нашей стране будет предоставлен безвизовый режим. «Гипотетически де-юро безвизовый режим мы можем получить до конца этого года. Но я предлагаю более жестко этот вопрос ставить перед ЕС и не усраивать при этом истерику. Мы должны уверенно и убедительно доказывать свою точку зрения и действительно требовать от ЕС выполнения своих обязательств. То, что внутри у них происходит, это их проблемы, а нас интересует результат -- это безвизовый режим. Это долгожданное решение, которое мы заслужили и которое мы должны получить», - сказал Елисеев.

Пан Елисеев отметил, что Европейский Союз чувствует, что нам нужно предоставить безвизовый режим и все понимают, что предоставление Украине безвизового режима, это вопрос способности ЕС выполнять свои обещания. По его словам, вчера было сделано много заявлений лидерами ЕС, и после вчерашней серьезной и достаточно аргументированной беседы будет предоставлен новый толчок, чтобы этот вопрос был решен в ближайшее время.

«Безвизовое разочарование в той или иной форме давно ждало украинцев, которое выплывает из того простого факта, что либерализовать визовый режим с нами ЕС не хочет, -- подчеркивает в комментарии «Дню» исполнительный директор Центра исследования международных отношений Николай Капитоненко. -- В свое время мы решили не обращать внимание на интересы своего стратегического партнера, справедливо считая, что длительный процесс переговоров и выполнение взятых на себя обязательств должно завершиться конкретным результатом. Итогом стало превращение технического, по сути, вопроса в смысл и символ наших европейских стремлений. Платить за иллюзии в политике рано или поздно приходится. Возможно, вчерашний саммит и был первым, где вопросы были не к Украине, а к самому ЕС; однако мало задавать вопросы. Нужна еще и воля, авторитет и силовые возможности для санкций за неправильные ответы. У Украины сегодня с этим проблемы. Если посмотреть на результаты несколько шире, станет заметен в ближайшем будущем такой же неизбежный кризис европтимизма в самой Украине и нарастание определенных тенденций в ЕС, которые значительно изменяют его лицо. С первым нужно было что-то делать уже давно, занимаясь поисками вместе с обществом ответа на вопрос о том, что же такое европейские ценности в сегодняшнем, а не вчерашнем мире, и какой может быть европейская судьба Украины при условии, что членство в ЕС не стоит и еще долго не появится на повестке дня. Это - сложные вопросы, а мы, к сожалению, почему-то предпочитаем простые ответы. Текущие тенденции в Европе вполне вероятно изменят политический ландшафт ЕС в следующем году, и эти изменения вряд ли будут в пользу Украины. Соблюдение при таких условиях старых подходов будет приносить еще большее разочарование. Нам необходимо проводить внешнюю политику на реалистических принципах и с пониманием интересов партнеров. Близорукая политика, построенная на требованиях и давлении, будет приносить противоположные результаты. К примеру, требуя визовой либерализации сегодня - пусть и с полным правом, но без понимания последствий -- мы делаем вклад в рост популярности правых партий, ксенофобии и популистов в европейских странах. В свою очередь, целесообразнее переосмыслить свою роль и значение для новой Европы, построив стратегию евроинтеграции на более сложных, но действительно партнерских началах».

Отдельный вопрос - разблокировка транша в 600 млн. евро, который ЕС давно обещал предоставить Украине, но требует отменить мораторий на экспорт леса-кругляка. Мягко говоря, мародерское требование.

«Ситуация очень простая, - говорит заместитель главы АП. - Украина выполнила почти 30-40 предпосылок для получения очередного транша макрофинансовой помощи в 600 млн. евро, и одной из последних предпосылок была отмена моратория на продажу леса-кругляка. Поскольку мы подписали оглашение об ассоциации, то у нас есть определенные обязательства, в частности в рамках ВТО. Поэтому принятое парламентом решение о моратории на экспорт кругляка нарушает наши обязательства в соответствии с Соглашением об ассоциации и ВТО. Мы объяснили в ЕС, что это вопрос непростой и имеет широкий резонанс в обществе, среди политикума. И спустя несколько недель с участием депутатов ВР и представителей Кабмина была достигнута договоренность о создании рабочей группы, которая подготовила компромиссный законопроект по решению этой проблемы. Мы обсудили этот вариант с Европейской комиссией и там считают, что их устраивают заложенные компромиссы, соответствующие условиям предоставления транша в 600 млн. евро. Решение проблемы вырубки леса достигается не посредством запрета экспорта, а через выработку комплексных эффективных механизмов контроля, которые бы не допускали злоупотреблений в этой сфере и гарантировали бы сохранение лесных ресурсов. На мой взгляд, мы смогли найти баланс между теми, кто законно выступает против вырубки леса и его направления по дешевке в страны ЕС, и теми, кто хочет сохранить лицо в контексте принятых обязательств по ВТО и Соглашения об ассоциации. Я предлагаю сосредоточиться на разработанном законопроекте, еще раз его рассмотреть и, если необходимо, сделать какие-то дополнительные правки, их срочно внести и все-таки принять этот документ. Поскольку он будет способствовать сохранению лесных ресурсов страны».

«День» также спросил заместителя главы Администрации Президента, какого результата ожидать от встречи министров «нормандского формата», которая запланирована на 29 ноября в Минске. Елисеев сообщил, что в понедельник Президент беседовал с канцлером Германии, на которой стороны согласились о целесообразности проведения встречи министров иностранных дел «нормандского формата» для обсуждения проекта «дорожной карты» имплементации Минских договоренностей. «И очень важно, несмотря на предыдущие заявления, что российская сторона согласилась  принять участие в этом мероприятии. Нам важно, чтобы такая встреча состоялась, потому что нам нужно, чтобы этот формат восстановили и чтобы министры еще раз посмотрели, относительно каких пунктов проекта документа можно достичь компромисса, а по каким еще необходимо поработать».

Он отметил, что работа над этим документом продолжается. По его словам, цель состоит в том, чтобы четко выписать последовательность трех документов: Минского меморандума от 5 сентября 2014 года, документа от 19 сентября 2014 года и документ, который был одобрен 12 февраля 2015 года.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать