Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Ультиматум от Помпео

Какова цель «самых жестких» санкций США в отношении Ирана?
22 мая, 18:10
ФОТО REUTERS

На днях новоназначенный Госсекретарь США Майк Помпео выступил с речью «После соглашения: новая иранская стратегия», в которой выдвинул стране ряд требований относительно изменения политики и пригрозил «самыми жесткими в истории санкциями». Среди новых требований Вашингтона к Тегерану, которые изложены в 12 пунктах, — заключение нового более жесткого соглашения относительно ядерной программы, прекращение поддержки шиитских повстанцев в Йемене, ливанской группировки «Хезболла», выведение войск из Сирии и тому подобное, передает DW. «Жало санкций только будет расти, если режим не изменит курс с неприемлемого и непродуктивного пути, который он избрал для себя и иранского народа», — цитирует Помпео Reuters. В то же время Госсекретарь прибавил: если Тегеран согласится на изменения, США облегчат санкции, восстановят дипломатические и коммерческие отношения, поддержат реинтеграцию страны в международную экономическую систему. Напомним, что столь резкое заявление Госдепа следует за объявленным президентом США Дональдом Трампом выходом из ядерного соглашения с Ираном.

РЕАКЦИЯ ИРАНА И ЕС

Президент Ирана Хасан Рухани резко ответил на ультиматум  Помпео. «Кто вы такие, чтобы решать за Иран и мир? Сегодня мир не принимает, чтобы Америка решала за него, ведь страны являются независимыми. Эта эра завершилась. Мы продолжим наш путь с поддержкой нашей нации», — сказал глава государства.

Изменение курса Вашингтона в отношении Тегерана раскритиковали и в Брюсселе. Верховная представительница ЕС по внешней политике и политике безопасности Федерика Могерини напомнила, что Помпео не объяснил, как выход США из ядерного соглашения поможет оградить регион от распространения ядерного оружия, и напомнила, что МАГАТЭ подтверждало сдерживание Ираном условий документа.

О ПОСЛЕДСТВИЯХ САНКЦИЙ

Reuters считает, что новые ограничения отразятся на торговле Ирана, уменьшат возможности для Запада осуществлять инвестиции в страну. «Речь Помпео явно не призывала к смене режима, но он неоднократно призывал иранский народ не терпеть своих лидеров, особенно вспоминая Рухани и министра иностранных дел Джавада Зарифа», — говорится в материале.

«Реальность заключается в том, что будущие карательные меры могут поразить иранских должностных лиц больше, чем предыдущих, но настоящими жертвами опять станут рядовые иранцы. И будем честны, в этом весь смысл», — говорится в статье The Washington Post.

CNN отмечает, что пока непонятно, как Помпео собирается воплотить стратегию в жизнь. «Американские санкции будут лишь наносить вред, если остальной мир не согласится с ними, и в то время как США могут рискнуть трансатлантическими отношениями, чтобы заставить европейцев уступить, вряд ли подобная тактика сработает относительно России и Китая», — пишет автор статьи Джонатан Кристол.

«ПО МНЕНИЮ США, ЭТО ДОЛЖНО ДАТЬ ТОЛЧОК НАЧАЛА БЕСПОРЯДКОВ И НЕДОВОЛЬСТВА В ИРАНЕ»

Вячеслав ШВЕД, заведующий отделом истории стран Азии и Африки Института всемирной истории НАН Украины:

— Заявление Госсекретаря США Майка Помпео, в котором он представил новую доктрину Вашингтона в отношении Ирана и которая содержит, по его словам, самые жесткие в истории меры относительно Тегерана, проявило полную картину стратегии, которая прорабатывается в Белом доме в отношении Ирана. Выход из Общего всеобъемлющего плана действий 2015 года является одним из наиболее действенных рычагов для США, чтобы реализовать стратегию полностью.

Сначала США в лице президента Трампа высказались за то, что это соглашение не отвечает вопросу недопущения Ирана к овладению ядерным оружием. Потом все больше и больше ударение делалось на то, что она не содержит мер, которые не позволили бы дальше осуществлять Ирану свою нынешнюю внешнюю политику в Ближневосточном регионе, которую США, а также их ближайшие союзники — Израиль и Саудовская Аравия — считают экспансионистской и опасной для них.

Предыдущий президент США Барак Обама считал: если он подпишет соглашение с Ираном, это даст толчок для реформирования этой страны и что средства, которые освободятся от прекращения действия санкций в отношении Ирана, будут направлены на серьезные трансформационные сдвиги. Это, конечно, было очень наивно. Израиль и Саудовская Аравия говорили, что это соглашение позволяет Ирану направить освобожденные миллиарды долларов на усиление своей агрессивной внешней политики в отношении ряда арабских соседей на Ближнем Востоке. Именно это стало главной темой для нынешней позиции Администрации президента Дональда Трампа. США выдвинули 12 требований, где говорится не только о более жестких мерах мониторинга действий Ирана относительно того, осуществляется ли военная ядерная программа, но и ряд серьезных политических требований — коренным образом переделать свою внешнюю политику в регионе, в частности, вывести войска из Сирии, прекратить прямую помощь проиранским группировкам, таким, как «Хезболла», «Хамас» и другие. По мнению США, это должно дать толчок началу беспорядков и недовольства в Иране. То есть иранский народ увидит, что этот режим не столь сильный, качается, идет на уступки США и их союзникам, поэтому можно усилить свои действия в отношении того, чтобы сбросить режим Аятолли. Считаю, это — суть нынешней политики США.

Впрочем, американский курс в отношении Ирана столкнулся с довольно серьезным противодействием ЕС. Брюссель восстал против действий Трампа. Верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Федерика Могерини отметила, что не увидела в выступлении Помпео альтернативу нынешнему ядерному соглашению от 2015 года. Есть несколько причин, почему ЕС решил сохранить это соглашение. Во-первых, Трамп своей беспардонной манерой оскорбил Европу. Могерини сказала, что ЕС вместе со США и Ираном более 10 лет проводили напряженную и тонкую дипломатическую работу, чтобы достичь соглашения, которое, по ее мнению, является компромиссом для всех сторон. Кроме того, это соглашение освящено решениями Совбеза ООН, поэтому с точки зрения ЕС и Могерини, действия США — вне международного права. Во-вторых, экономические интересы ЕС. Нынешняя атака США на соглашение и беспардонное давление на ЕС и даже угрозы европейским компаниям, также подпадущим под санкции, если продолжат сотрудничество с Ираном, серьезно подставляют экономические интересы ЕС. За полтора года — с июля 2015 года по 2017 год — товарооборот между объединенной Европой и Ираном вырос с 9 млрд долларов до 25 млрд. Для ЕС Иран по объему торговли — лишь на 33 месте, но атака на Европу совпала с тем, что Трамп выдвинул требования увеличить таможенные тарифы на европейскую сталь, алюминий, автомобили, что причиняет большой экономический ущерб ЕС. Поэтому Брюссель решил дать отпор, показать, что он достоин чего-то на международной арене и с ним следует согласовывать такие действия.

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ УКРАИНЫ

Все, что происходит вокруг Ирана, касается нацбезопасности Украины, потому что в прямую конфронтацию втянуты государства, которые являются союзниками Украины, — США, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Израиль, Турция — на которых мы надеемся в борьбе за восстановление территориальной целостности и возвращение оккупированных и аннексированных территорий, решение крымскотатарской проблемы и тому подобное. Это создает опасность для наших южных границ. В силу быстрого динамизма развития ситуации вокруг Ирана аппарату СНБО, министерству иностранных дел, службе внешней политики необходимо создать постоянно действующую рабочую группу, которая бы не только ежедневно мониторила эту ситуацию, но и принимала решение относительно коррекции наших действий в Ближневосточном регионе, Средземноморско-Черноморско-Каспийском ареале, отношениях с выше перечисленными странами. Украине необходима максимальная осторожность, взвешенность, недопущение каких-либо непродуманных шагов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать