Корень демократии в активности граждан, а залог - в обеспечении прав человека.
Зиновий Красовский, поэт, писатель, общественный и политический деятель, политзаключенный советских лагерей, член Украинской Хельсинской группы

«Художник должен слышать дух своего времени»

Валерий Милосердов рассказал «летнешкольникам» о современных тенденциях в фотодокументалистике и о том, в чем «подвиг» команды редакции «Дня»
16 июля, 2018 - 18:54

Гость Летней школы журналистики, известный фотомастер, который с 2011 года из журналистики ушел в искусство, сосредоточился именно на современных тенденциях в документальной фотографии. Он сравнил художника со зверем, отметив, что «художник должен слышать дух своего времени». «Школьницы» поговорили с Валерием Милосердовым о фотографии, несущей идею. Лектор отметил, что в фотоискусстве важно сочетать замысел и контекст, и привел немало чрезвычайно интересных примеров мирового уровня. Кроме того, очертил историю мировой фотожурналистики, ее кризиса и перехода в документальную фотографию. Вызвал и дискуссию, продемонстрировав работы фотографа Питера Хьюго и спросив «летнешкольниц» об идее, актуальной проблематике этих фото. Оказалось, что правильных мнений может быть несколько.

Кроме содержательной лекции, пан Валерий охотно ответил и на вопросы о развитии фотожурналистики и фодокументалистики. В частности, для Валерия Милосердова чрезвычайно ценно существование фотошколы «Дня», которая содействует развитию этой сферы на территории Украины. Сейчас, по мнению гостя, это является делом раритетным, поскольку по мировым тенденциям фотожурналистику заменяет документальная фотография. Знаковой для фотодокументалиста стала в свое время встреча с Ларисой Алексеевной Ившиной, сейчас главным редактором «Дня», а до того — заместителем редактора в первой частной украинской газете «Киевские ведомости». «Мы встретились и начали работать в период ощущения свободы и сказки, которые потом исчезли», — вспомнил пан Валерий.

Международный фотоконкурс «Дня» для Валерия Милосердова — это «подвиг Ларисы Алексеевны и всей редакции газеты, который способствует выявлению новых идей и лиц». А это, по словам художника, основная причина создания разноформатных проектов в мире.

Больше о встрече — в одном из следующих выпусков «Дня».

ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Ирина ЛАДИКА, Львовский национальный университет им. Ивана Франко:

— До этой встречи я мало понимала разницу между фотожурналистикой и документальной журналистикой, считала, что это одно и тоже. Валерий Милосердов объяснил, что они отличаются темами, сроками создания, редакторским контролем, количеством изображений и средствами презентации. Меня интересовала роль фотокорреспондента в освещении исторических событий. Фотограф метко ответил, что фотографии «определенным образом отображают историю, но лучше ее наблюдать через камеры наблюдения. Ведь за каждым объективом стоит человек, а его восприятие — субъективно». Похожая дилемма есть и в журналистике, ведь каждый корреспондент пропускает события сквозь свое восприятие. Очень поразили серии фото разных мастеров, которые показывал пан Валерий, — о войне, ее последствиях, человеческой жестокости...

 «Я ОТКРЫЛА ДЛЯ СЕБЯ ФОТОДОКУМЕНТАЛИСТИКУ»

Дарья ЧИЖ, Киевский университет имени Бориса Гринченко:

— Свое общение с участниками Летней школы журналистики газеты «День» Валерий Милосердов начал с лекции об истории фотожурналистики и фотодокументалистики. В современной жизни почти каждый — фотограф, ведь имеет смартфон — маленькую фотостудию. Мы поняли разницу между мгновенными фото и теми, над которыми работают на протяжении нескольких месяцев, потому что сделаны они на «вечные» темы. Особенно меня поразила серия фото Ричарда Мосса INFRA, где речь идет о Конго во время войны. Фото сделаны таким образом, что зеленая трава становится красной, а мысль о том, что земля покрывается кровью. Я открыла для себя фотодокументалистику и увидела, что это очень мощно. Важно понять идею автора, проникнуть в суть фото.

«СПАСИБО ЗА ВДОХНОВЕНИЕ»

Соломия НИКОЛАЕВИЧ, Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки:

— «Нет хороших или плохих фото, есть фото, которые не соответствуют замыслу или контекста...» — Валерий Милосердов, первая встреча третьей недели Летней школы журналистики.

Результат оправдал ожидания. Даже больше, гораздо больше. Рассказ о смысле современного искусства, выставках художников, концептах их работ в плоскости трендов современной документальной фотографии — все это увлекло с первых минут и невозможно было выделить что-то «самых-самых».

Услышать мнения сегодняшнего эксперта было крайне важно для меня в контексте моего увлечения именно этим видом искусства. Спасибо Летней школе и «Дню» за прекрасную возможность, а Валерия Милосердову за вдохновение на будущие фотоработы.

Летняя школа журналистики проходит при поддержке Центра информации и документации НАТО в Украине

Христина САВЧУК, Анастасия КОРОЛЬ, Летняя школа журналистики «Дня»-2018, фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments