Каждый народ познается по его богам и символам.
Лев Силенко, украинский мыслитель, философ, историк, писатель, номинант на Нобелевскую премию

Любовь c первой полосы

Фотовыставка «Дня» в Днепре продолжается до 14 марта. Поспешите!
12 марта, 2019 - 17:48

«Они — о духовном измерении человеческого опыта войны и о настоящей любви, способной превратить человека в солнце, а нашу общую боль — в радость общей надежды», — так о своих текстах, помещенных в сборник «Соняхи», высказался молодой, но уже хорошо узнаваемый украинский военный капеллан Андрей Зелинский — главный герой одной из фотографий нынешней юбилейной выставки газеты «День». Так, вероятно, можно охарактеризовать и фото их экспозиций последних нескольких лет.

Сегодня действительно остро в нашем обществе ощущается необходимость своеобразного культурного продукта: массового, но в то же время качественного; характерного,  но модерного; честного, но «мягкого»; правдивого, достоверного, но и оптимистичного, жизнеутверждающего. И, как ни странно, воплотить все это в одном можно в измерении фотографии. Особенно в современных наших реалиях. Не потому ли сейчас так «востребованы» выставочные проекты «Дня», реализованные в формате экспозиций фотографий. Фотографий актуальных, не «нарочито» концептуальных, не постановочных, но и не сугубо репортажных. Фотографий-отпечатков одного мгновения, которые дают возможность нам остановиться и в этом мгновении шире увидеть настоящее, полученное из ошибок и достижений прошлого, увидеть и будущее, — засвидетельствовать веру, любовь и надежду.

Особую потребность в таком культурном контенте испытывает Днипро — крупный индустриальный город, ныне «город-крепость», город искренних людей, не искушенных, к сожалению, элитарным искусством, дом «степовиков» сильной выдержки и характера.

В этом году Днипро — первый город экспонирования юбилейной ХХ всеукраинской фотовыставки «Дня». Уже по доброй, хотя и такой еще молодой, традиции проект принимает Музей украинской живописи, в светлых залах которого нашли свое место 200 тщательным образом отобранных фотографий, объединенных емким названием выставки «Фото первой полосы».

Так какие же фото достойны первой полосы? В приоритете здесь не показатель высокой художественности, драматичности, оригинальности или документальности. Все это уступает место актуальности, резонансности собственно сюжета. А сюжеты, до боли знакомые, подчас выстраиваются в одну линию, и иногда поражают неожиданностью, емоциональной контрастностью. И это уже больше, чем изображение. Это жизнь. Здесь и сейчас. Отсюда и присутствие чего-то объединительного, мощного, чего-то за кадром — и по обе стороны объектива.

В фокус авторов попало немало кадров с передовой. Портреты защитников, капелланов. Молчит оружие. Говорят взгляды. Здесь определенность. Непоколебимость. Здесь одна правда. Здесь нет полутонов. Здесь только Вера. И нам нужно ее не предать.

Есть и работы, посвященные нашим «Непоколебимым» ребятам, изувеченным войной, но таким красивым в своей силе и жажде жизни. Рядом — фотографии с мест, по которым катком прошлась беспощадность боев этой войны. Здесь же — композиции, которые, тайком, тихо выхватывают моменты прощания с павшими. В целом, непохожие между собой фототемы объединены лейтмотивом нашей общей боли и печали, и, вместе с тем, способны дарить нам силу оптимизма и надежды на будущее , где мы уже не допустим предыдущих ошибок. Способные дарить нам и немного силы главных героев. Здесь есть Надежда. Нам нужно ее лелеять.

В экспозиции стало достаточно места и кадрам событий светских, и, конечно, эпизодам из гражданской жизни. Извечная и «неминуемая» поэтика повседневности. Образность привычной якобы действительности. Но именно многие из них вызывают откровенную улыбку. То ли от чистой «милоты» главных героев, то ли от ироничности композиции. Особенно элемент комического проступает на грани изображения и авторского названия-комментария. Это же, господа, здесь есть Юмор. И Жизнеутверждение. И нам нужно их не терять.

Подытоживая, в конце концов, — здесь и есть настоящая Любовь. Нам нужно ею жить.

«Фото первой полосы»— это одновременно и дань городу, на пороге которого — война, и своеобразная привилегия. Ведь каждая выставка «Дня» — не только известна гастролирующая выставка, не только престижное «культурное событие в гостях», а еще и культурная донация городу. Кроме исключительного подарка Днипру — специального приложения к газете журнала «Маршрут №1», полностью посвященного нашему городу, «День» пополняет собрание городских и школьных библиотек новыми изданиями. На базе выставки в Музее украинской живописи долгожданная книга «AVE. До 100-ліття Гетьманату Павла Скоропадського» наконец была представлена днипровской общественности главным редактором «Дня» пани Ларисой Ившиной. Работа, важная и интересная по восстановлению исторической справедливости, также будет доступна посетителям библиотек города, стоящего на «берегах» казацкой славы.

Так что это история не одного Дня, не одного события, не одного Музея. Это, собственно, целая история о любви. В Днипро, на Родину, к общему Делу, к жизни. Любовь с первой полосы. Будет продолжаться...

Фотовыставка «Дня» продлится до 14 марта в днепровском Музее украинской живописи по адресу: площадь Троицкая, 5А, с 10.00 до 18.00. Вход свободный. Приходите и выбирайте лучшую, на ваш взгляд, фотографию.

Ольга ЩЕРБИНА. Фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ