Флаг имеет силу тогда, когда его несут.
Евгений Сверстюк, украинский литературный критик, эссеист, поэт, мыслитель, философ, политзаключенный советского режима

Бенефис «одинокой леди»

Галина Яблонская в спектакле сыграла саму себя
16 ноября, 2010 - 19:03
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «ОДИНОКАЯ ЛЕДИ»: ОЛЕСЯ БОГДАНОВНА (ГАЛИНА ЯБЛОНСКАЯ) ПРЕПОДАЕТ УРОК ЧЕЛОВЕЧНОСТИ СВОЕЙ ПЛЕМЯННИЦЕ ВЕРОЧКЕ (АНАСТАСИЯ ДОБРЫНИНА), ИМПУЛЬСИВНОЙ ДЕВИЦЕ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Правдиво написать об актерской судьбе, понимая и тонко чувствуя все нюансы сценического творчества, мог только актер. Оно и понятно, ведь автор пьесы «Одинокая леди», премьера которой состоялась в Театре в фойе Национального театра им.И.Франко, Игорь Афанасьев — актер и режиссер. Потому так хорошо знает все перипетии судеб актерской братии.

Сюжетная канва пьесы сможет чудесно вписаться в жизнь любой героини, и всякая актриса найдет здесь моменты, созвучные своей жизненной истории. Итак, в квартире, наполненной воспоминаниями и предметами, милыми сердцу, живет старая актриса Олеся Богдановна. Она настолько одинокая, что согласна сдавать комнату первому попавшемуся клиенту. Им оказывается симпатичный молодой человек, планы которого поселиться у пожилой одинокой дамы отнюдь не альтруистические. Он хочет попросту обобрать ее, и это случайно выясняется в процессе знакомства...

Такая роль для актрисы — подарок судьбы. Народная артистка Украины Галина Яблонская, отдавшая родной франковской сцене 60 лет творческой жизни(!), последние годы в силу объективных обстоятельств не играла больших или главных ролей. А в «Одинокой леди» роль Олеси Богдановны — центральная и предельно цельная по эмоциональному наполнению. Кажется, актрисе совсем не сложно существовать в пространстве спектакля, она играет себя и о себе, о своей жизни в Театре им. И.Франко, о несбывшихся мечтах и о счастье созданных образов. Не случайно в художественном оформлении (сценография и костюмы — Елена Богатырева) использованы портреты Галины Яблонской из спектаклей, где она когда-то блистала, в своем первом монологе-воспоминании она говорит о ролях, в которых искушенные театралы помнят актрису. Так реальность и художественный вымысел тесно переплетаются.

Великодушный автор пьесы дает возможность героине сыграть несколько фрагментов своих любимых ролей, якобы возвращаясь к ним в воспоминаниях. Кстати, любая исполнительница сможет выбрать для себя любую роль, которую пожелает. Галина Яблонская сыграла (в как всегда феерических костюмах Е. Богатыревой) монолог Роксоланы, героини спектакля «Біля домашнього вогнища», повеселила зрителей колоритной перебранкой Бабы Палажки и Бабы Параски. В этих образах актриса, отличающаяся манерой своеобразной украинской сценической школы, с присущим лиризмом, психологизмом, искренностью подачи материала и характерностью в нюансировке чувств демонстрирует палитру переживаний, расцвеченную ее неувядающим талантом.

Героиня Яблонской преподает урок человечности своей племяннице Верочке (Анастасия Добрынина), импульсивной и современной девице, не склонной к сантиментам и готовой без сожаления сдать несостоявшегося грабителя милиции. Оттаивает душой рядом с чудаковатой леди потерявший веру в людей Савва (Александр Печериця). Молодые актеры гармонично существуют в дуэте. Их психологический поединок подается в развитии от взаимной неприязни до зарождающегося чувства. Находит он яркую выразительность и в музыкально-пластическом решении (Ольга Семешкина).

На излете жизни Олеся Богдановна полна мудрости и доброты. Эти добродетели она словно завещает Верочке и Савве. Но подтекстом финала спектакля хорошо прочитывается мысль о преемственности профессии. Большая актриса передает опыт творчества молодым актерам, призывая служить театру верно и беззаветно. Потому так пронзительна последняя сцена, решенная режиссером-постановщиком Петром Ильченко печально, но светло. Олеся Богдановна-Яблонская покрывает мебель и все предметы в комнате простынями, словно белым саваном прощания. Она собирается в далекий путь... Никому не дано избежать этой участи. Но в луче прожектора остаются театральные костюмы, фотографии, где лицо актрисы молодо и одухотворенно. Память не умирает.

Алла ПОДЛУЖНАЯ
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments