Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Днепропетровск будет продвигать казацкие песни как мировой бренд

В облсовете готовят заявку на внесение их в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО
08 мая, 10:25
ДЛЯ НАСТОЯЩИХ КАЗАЦКИХ ПЕСЕН ХАРАКТЕРНО МНОГОГОЛОСИЕ, РАССКАЗЫВАЕТ ЭКСПЕРТ ЮНЕСКО ИЛЬЯ ФЕТИСОВ. В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ОН С ФОЛЬКЛОРНЫМ АНСАМБЛЕМ «БОЖИЧИ» ЗАПИСЫВАЕТ В СЕЛАХ ДНЕПРОПЕТРОВЩИНЫ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

Только в прошлом году Днепропетровску удалось добиться признание ЮНЕСКО для Петриковской росписи. «Есть понятия, неподвластные времени. У нас в области существует большой слой культурного наследия — это казацкая культура. Казацкий эпос, как и Петриковская роспись, — душа Днепропетровщины. Мы хотим добиться мирового признания казацкой культуры, и начнем с того, что подадим номинацию «Казацкие песни» в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО», — заявил председатель облсовета Евгений Удод во время пресс-конференции, где собрались представители местной власти, этнографы и исполнители. Исследователи фольклора считают, что традиция казацкого пения имеет мощный корень именно на территории Днепропетровской области, где когда-то существовала Запорожская Сечь. Они отмечают, что казацкое пение имеет свои неповторимые черты. Для настоящих казацких песен характерное многоголосие, рассказывает эксперт ЮНЕСКО Илья Фетисов. В последнее время он с фольклорным ансамблем «Божичі» записывает в селах Днепропетровщины народные песни. Невзирая на то, что нінче их исполняют преимущественно женщины, традиции мужского пения, присущего запорожцам, окончательно еще не потеряны, хотя большинство из казаков переселились на Кубань.

«Когда мы исследовали историю казацкой песни на Днепропетровщине, открыли для себя прежнюю казацкую слободу Богуслав под Павлоградом. Хочу сказать, что песни в тех селах, которые были крепостными, и в казацких слободах отличаются. Например, в женском пении села Богуслав полностью зафиксировано мужское групповое пение: каждый голос звучит отдельно. Мужчины — очень индивидуалистичны, каждый хочет петь по-своему. К сожалению, женщинам, которые поют песни в селе Богуслав, уже за 80. А молодежь не хочет продолжать традицию и петь эти песни», — отмечает исследователь.

Коллектив фольклорного ансамбля «Богуславочка» народные песни своего края исполняет свыше трех десятилетий. Художественный руководитель группы Евгения Хорольская рассказывает, что женщины вспомнили старые песни, услышанные еще в детстве, и начали исполнять их со сцены в такой же манере, как когда-то их родители и деды. К сожалению, у народного коллектива нет аппаратуры, чтобы записать аутентичные образцы живого народного пения. Как и собственного транспорта, чтобы повезти пожилых женщин на выступление или запись в профессиональную студию. Впрочем, председатель Днепропетровского облсовета Евгений Удод обещает поддержку народным коллективам, которые хранят казацкое песенное творчество. По его словам, досье для заявки в ЮНЕСКО уже начали формировать, оно должно быть подкреплено целым рядом мероприятий по пропаганде и возрождению казацкого пения внутри страны. Это — дело ближайших четырех лет, отмечает председатель облсовета. Начинать планируют с фольклорной экспедиции, которая будет собирать материал. Кроме того, должны разработать конкретный план действий и найти спонсорские средства. Ближайшие конкуренты и претенденты на признание ЮНЕСКО — хорватское и корсиканское пение, имеющие мощную государственную поддержку, в том числе и финансовую. Невзирая на это, инициаторы культурного проекта уверены, что шансы на победу у казацкой песни есть, а ее признание должно положительно повлиять на международный имидж Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать