Истории надлежит не судить, а объяснять. История не судья, а адвокат.
Бенедетто Кроче, итальянский интеллектуал, философ, политик, историк и литературный критик

Главный урок

Время подводить итоги. Не о «них». О себе. Время искать единомышленников и делать все, что можем, чтобы не было потребности снова выходить на майданы
20 февраля, 2018 - 18:24
ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

В годовщину расстрелов в центре столицы принято говорить об уроках Майдана, которые вынесла, или не вынесла украинская власть. Именно с этих позиций активная часть украинского общества определяет для себя план последующих действий. Кто-то говорит о необходимости окончания второго майдана, а следовательно, призывает к очередному восстанию. Кто-то предлагает дождаться выборов, а уже там подходить к политическому выбору более придирчиво, трезво оценивая кандидатов. Это почему-то считается эволюционным путем развития. Хотя к эволюции, то есть приобретению необходимых для выживания качеств в условиях окружающей среды, которая меняется, выбор между Юлей и Витей, Петей и не-Петей не имеет ничего общего.

Если подытожить основные выводы, которые украинское общество определяет как уроки Майдана,  они, так или иначе, сводятся к двум группам. Первая: «Можем повторить». То есть, когда преступная априори власть пересечет какую-то черту, мы опять соберемся на майданах. Вторая: «Избирай не сердцем, а умом». В ней украинцы постоянно пытаются идеализировать, обесценить, или рационализировать каких-то конкретных политиков, которые есть на данный момент.

В действительности Майдан — это исторический момент, когда народ чувствует потребность стать не объектом, а субъектом политического процесса в стране. Уроком Майдана для всех нас должно стать понимание, что стать субъектом толпа не может. Мы уже попробовали, и у нас не получилось. Вместо того чтобы создавать группы и входить в политический процесс, активная часть, которая понимает, что страна двигается не так, не туда и не ради того, что нужно, спорит о целесообразности очередного восстания. А должна была бы стать тем самым приобретенным страной политически активным субъектом. Качеством, или характерной чертой, которая образовалась в коллективном теле Украины и стала предохранительным механизмом — эволюционным достижением для целостного общественного организма.

Что было бы, если бы в 2012 году украинцам удалось бы избрать парламент, который бы образовал оппозиционное тогдашнему президенту большинство? Удалось ли бы в таком случае решить вопрос отстранения Януковича от власти без кровопролития? Как бы сложилась судьба Крыма, если бы заблаговременно был решен вопрос правового баланса между основными этническими группами полуострова? Удалось ли бы Виктору Ющенко выбросить с украинского полуострова Черноморский флот России, если бы он оперся на право коренного народа решать о наличии военных баз на своей территории?

Что было бы, если бы большинство общества с самого начала независимости не видело в законах инструмент принуждения и наказания, а добивалось бы создания национального правового поля, в котором законы — это способ коммуникации между государством и гражданином, которые удобны и полезны для всех? Если бы бизнес в стране развивался не на базе олигархических монополий, а на принципах свободной конкуренции и открытого доступа для здоровой частной инициативы граждан, а украинская армия строилась по стандартам НАТО с самого начала? Могла ли Украина предотвратить массовое предательство военных в Крыму, если бы раньше, не ожидая приглашения в Альянс, хотела бы большего и использовала все другие подходы к военному и патриотическому воспитанию воинов? Если бы в первые дни захвата Крыма были выполнены требования Закона об обороне и введено военное положение? Если бы была создана ставка главнокомандующего, а вопросы защиты страны решали бы военные, а не политики? Что было бы, если бы на должность главы армии был назначен человек не по политической, а по стратегической квоте? Это что-то изменило бы?

Мы никогда не узнаем ответов на эти вопросы. Но страшнее всего, что нет никого, кто хотел бы узнать, что мы все — не политики, а граждане — могли бы сделать по-другому, чтобы получить другой результат? Для того чтобы строить институты, необходимо понимание проблематики. А для этого нужен политический класс, который понимает требования времени, выполнил работу над ошибками и сделал необходимые выводы на будущее. Необходимо хотеть и стремиться к политическому влиянию. Это намного сложнее, но и более результативно, чем быть объектами чужой политической борьбы.

Время подводить итоги. Не о «них». О себе. Время искать единомышленников и делать все, что можем, чтобы не было потребности снова выходить на майданы. Главный урок Майдана заключается в том, что именно активные украинцы с гражданской позицией должны вынести из него уроки.

 

Лариса ВОЛОШИНА
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments