Музыка - почти единственное, что еще не стало для людей яблоком раздора.
Рэй Чарльз, американский певец, музыкант, один из самых известных в мире исполнителей джаза

Маршрут для столицы

Что мешает Киеву стать по-настоящему европейским городом
11 сентября, 2018 - 17:29
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Часто спрашиваю себя — люблю ли я Киев, в котором живу последние 11 лет? Честно признаюсь, никогда не ставила себе целью перебраться в столицу из провинциального городка, где выросла. Даже после школы выбрала вуз в Черкассах — лишь бы не суетливый и шумный Киев. Но университетская практика, а затем робота в «Дне» и замужество укоренили меня в столице.

Чтобы любить Киев, нужно знать его, чувствовать запахи улиц, привыкнуть к погруженным в свои заботы горожанам и головокружению в голове после путешествия из одного конца города в другой. Поэтому — да, больше люблю Киев, чем нет. Но наши отношения скорее букетно-конфетные, они крепчают во время испытаний — когда происходят потопы на Крещатике, вырубается парк под гостиницу или торговый центр. Разве можно так с городом?

Понятно, что проблем накопилось немало: обветшалые коммуникации, ремонтированные-переремонтированные дороги, годами недофинансированные школы, больницы, детсады, несовременные мостовые развязки. Перечень — бесконечен. Каждый мэр кивает на предшественника, мол, это тот не справился с менеджментом. При этом каждый обещает нам Киев по-настоящему европейский. Почему же не удается?

ЧТО НЕ ТАК

Редакцию заинтересовал пост в «Фейсбуке» на эту тему киевлянина Юрия БОГДАНОВА. Он много лет прожил в столице, сейчас работает советником главы Днепропетровской ОГА, а последний визит домой поразил его до отчаяния. Да, система общественного транспорта не выполняет свои функции,  притом, что на грант Всемирного банка для Киева разработана уникальная транспортная стратегия. Этот документ пролежал в ящиках больше года, только сейчас момент ее рекомендации изучают чиновники.

Юрий Богданов обращает внимание на пешеходные зоны и велодорожки. Прорыв, по его мнению, действительно есть, но в мире это делается иначе. Например, велодорожки прокладываются в центральной части города, а не в спальном районе. Другая проблема — запущенные парки и скверы. Кстати, на это обращал внимание в комментарии «Дню» эколог Александр СОКОЛЕНКО. По мнению Александра, коммунальные предприятия, которые занимаются зелеными зонами, работают ради расходования бюджетных денег, а куда и на какие задачи — неважно.

Ремонт дорог, качество административных услуг, робота жилищно-коммунальной сферы, по мнению Богданова, тоже могли бы быть лучшими. А инклюзивное пространство в столице! Чего стоит лестница с Пейзажной аллеи за 89 миллионов гривен, полностью неприступная для людей с особыми потребностями или мам с детскими колясками. Юрий Богданов отмечает, что открывать несколько садиков или стадионов в год, чем так кичится команда мэра, — это не уровень для Киева. С бюджетом и возможностями столицы должны быть десятки таких объектов ежегодно.

ОБЕЩАНИЯ-ПРИМАНКИ

Об этих проблемах «День» пишет много лет. Если бы чиновники прислушивались к советам экспертов, возможно, у столицы было бы другое лицо. Между тем, в предвыборной программе мэра Виталия Кличко речь шла о превращении Киева в европейский город, комфортный для жизни. Среди первых шагов на должности мэра Кличко обещал прекратить хаотичную застройку, определить в генплане города границы историко-культурных ареалов, сохранить историко-культурные зоны, природные ландшафты и самобытные исторические территории. Согласитесь, новости об уничтожении деревьев в Протасовом яру, строительство жилищного комплекса на Батыевой горе, засыпка песком озера Утиного или уничтожение Совских озер идут вразрез со словами мэра.

Также, по замыслу Виталия Кличко, в городе должны были появиться новые публичные пространства, веломаршруты, пешеходные зоны на Подоле, а улицы должны были освободить от МАФов. Мэр обещал, что исчезнут очереди в школы и детсады, появятся новые современные парки, приоритеты человека и общественного транспорта будут преобладать над автомобилем. Тогда, например, как объяснить сомнительное подорожание проезда в коммунальном транспорте до восьми гривен?

СТРОИТЕЛЬНЫЕ ТИСКИ

Еще мэр планировал вернуть городу ранее разворованное коммунальное имущество, в частности объекты культурного наследия. Вероятно, больше всего нагрешил с этим экс-мэр столицы Леонид Черновецкий, выдав сотни разрешений на приватизацию и аренду городского имущества, и этот вопрос должна была решить специально созданная временная комиссия при Киевраде. Она работала более года, но распутать «клубок Черновецкого» так и не смогла. Даже если был готовый проект решения о расторжении определенного договора аренды между городом и частной компанией, депутаты Киеврады за это не голосовали.

«Вот сейчас говорят, что нет генплана, который нужен новый, который нас спасет. А почему действующий не выполняется? Более того, город начинает развиваться по противоречивым детальным планам территории, —  продолжает описание проблем Леонид КОСАКИВСКИЙ, первый мэр Киева. — Мне кажется, что проблема не только в генплане, а в том, что правила диктуют застройщики. Вот недавно город залило, власть об этом уже забыла, утихли бодрые обнадеживания, что все решим. Чиновники объясняли это по-разному, но обходили главную причину, которая называлась экспертами, — это неправильная, точечная, хаотичная застройка города, которая привела к тому, что ливневая канализация в нынешнем ее состоянии оказалась неготовой принять такие объемы воды. Но слышали ли вы, чтобы кто-то говорил, что будут с этим что-то делать? Нет. Потому что нужно было бы винить самих себя».

И это имеет объяснение, потому что команда Кличко достаточно тесно связана с застройщиками. Например, Максим Микитась. Он учредил и до 2016 года возглавлял корпорацию «Укрбуд», которая строит скандальный жилищный комплекс «Солнечная Ривьера» на территории Никольской Слободки. В 2014—2015 годах Микитась был депутатом Киеврады от политсилы Виталия Кличко «УДАР», в настоящий момент он является народным депутатом. Дальше — Игорь Никонов, который в 2014—2015 годах был первым заместителем главы КГГА, а теперь — советник мэра Киева. Еще в 2001 году Никонов учредил компанию KAN Development, в настоящий момент он является ее почетным президентом. А летом заместителем главы КГГА стал Вячеслав Непоп, который до того более десяти лет руководил коммунальным предприятием «Житлоинвестбуд-УКБ».

«ЗАДАЧА ВЛАСТИ — ДАТЬ КАЧЕСТВЕННЫЕ УСЛУГИ»

По мнению директора аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александра СЕРГИЕНКО, Киеву присущи болезни всех украинских городов, на что есть объективные причины. «С 2006 года, когда к власти пришла команда Леонида Черновецкого, а затем — Александра Попова, город не развивался, городское хозяйство не поддерживалось должным образом. Некоторые мосты в свое время помпезно открывали, а теперь там опять капитальный ремонт», — отмечает эксперт.

На качество городской инфраструктуры сетует и Леонид Косакивский: «Говорят, что нам угрожает инфраструктурный кризис, но потопы показали, что он уже есть. Если дальше ничего не делать с благоустройством застройки, подобные проблемы будут возникать в разных местах и по разному поводу. Еще один наглядный пример, как «решаются» у нас проблемы. Полное фиаско соответствующих служб КГГА, которые не просчитали перед «разводом» с «Киевэнерго» всех его аспектов и не предложили хорошо просчитанную последовательность шагов на этом пути без форс-мажоров для людей. Война с «Нафтогазом» за поставку газа закончилась фактической капитуляцией, которую теперь будут пытаться выдать за невиданную победу. И та сумма в 730 миллионов гривен, обещанная правительством, не решает проблему полностью. А трехмесячное надувание щек обернулось кошмаром для жителей города, которым пришлось сидеть все это время без горячей воды, и фактическим срывом подготовки к зиме — эта подготовка уже через месяц должна закончиться, но фактически еще и не начиналась. Это еще одно свидетельство того, что рекрутирование во власть бизнесменов дало обратной эффект. Бизнес всегда ориентирован на прибыли, а задача городской власти — предоставлять качественные услуги людям».

ГДЕ СТРАТЕГИЯ?

Чтобы двигаться в правильном направлении, городу нужна своя стратегия развития. Разговоры об этом ведутся несколько последних лет. Так где результат? «Действительно, группа архитекторов и урбанистов полтора года обсуждала разные аспекты развития и разработки этой стратегии, мы сделали ее презентацию в Колонном зале КГГА, опубликовали статью, но дальше дело не пошло, — отмечает Александр Сергиенко. — В соответствии с законом о государственной регуляторной политике в сфере хозяйственной деятельности, все области и города Киев и Севастополь должны разрабатывать стратегии развития. Но предложенная для этого методика годится для пространственного регионального развития и не подходит городу. Мэр и его окружение должны осознать, что необходимо разрабатывать свою стратегию развития, нужно создать рабочую группу, которая бы этим занималась».

«Мы даже расписали этот механизм, то, что должен быть постоянный орган, который будет заниматься разработкой, мониторингом, корректировкой стратегии, — добавляет эксперт. — К этому нужно привлекать как можно больше участников: представителей власти, бизнеса, искусства. Без стратегии это будут хаотические движения: сегодня ремонтируем дороги, а завтра теплосети. А куда мы придем? Застроим все рабочие зоны жильем или оставим что-то как резерв для города? Создадим ли город для студентов? Тулуза, к примеру, выросла на четырех китах, одним из которых было высшее образование. Тулуза — второй город во Франции после Парижа по количеству студентов. Это центр космической и авиапромышленности всей Европы. Это потому, что в свое время они выбрали основные стратегические направления развития».

«КИЕВ ТЕРЯЕТ ПОЗИЦИИ»

Столица должна задавать тон в развитии другим городам. Для этого нужно уметь расставлять приоритеты, убежден Леонид Косакивский. Он вспоминает, что когда руководил Киевом, 25 лет назад, ситуация была намного сложнее, приходилось поднимать город с колен. Но силы не распыляли, определили четыре главных задачи: продукты, транспорт, строительство жилья, медицина и социальная поддержка малоимущих, во что и вкладывали все ресурсы.

«Киев действительно теряет позиции, — продолжает первый киевский мэр. — О некоторых проблемах я давно говорю, но никто на это не обращает внимания. Если взять общие причины, то их несколько: нехватка стратегического мышления, неспособность постичь перспективу, узкий горизонт виденья городских проблем и непонимание путей их решения. Кроме того — непрофессионализм, я считаю, что кадровая политика провальная; нарциссизм, так как есть прежде всего виденье себя в телевизионной  картинке; низкий коэффициент полезного действия, потому что сегодня бюджет в десять раз больше, чем в те сложные времена, когда я работал, а используется менее эффективно».

НЕ ТОТ ОРИЕНТИР

Конечно, каждый строит модель развития города, опираясь на определенный опыт.  Киеву и не нужно становиться копией Стокгольма или Токио, надо любить и развивать то, что имеем. Европа — это же не просто красивые пейзажи на открытках, а сотрудничество общества и чиновников на благо города.

«Наверное, мы сами себе мешаем стать европейской столицей, — рассуждает архитектор Олег ГРЕЧУХ.  — Даже если наши чиновники закажут готовую стратегию развития Копенгагена или другого города, передового по благоустройству и среде для людей, это не значит, что все так и реализуется. Красивые картинки тоже нужно кому-то придумать и проиллюстрировать. У  нас могут сделать хороший автомат или ядерную ракету, а создать качественное благоустройство, удобную среду для людей мы не умеем».

«Я так понимаю, наши чиновники все еще следят не за Европой, а за Россией или столицами бывших советских республик. То, что у них сегодня, у нас будет завтра. Я имею в виду определенные типы благоустройства общественного пространства, — добавляет Олег Гречух. — Возможно, советское наследие более понятно чиновникам, ведь там тоже, если возникает фирма-подрядчик, есть возможность прокрутить какие-то деньги. Поэтому если нужно соединить привычки 1990-х годов, менталитет и сделать что-то новое, то объектами для наследования и копирования являются бывшие советские столицы. Взять, к примеру, балтийские страны: их вузы якобы выпускали архитекторов или городских управленцев по тем же советским программам, что и у нас, но им как-то удается меняться. У нас тяжело взбудоражить даже микрогромады, чтобы сделать что-то для своего двора или дома».

Инна ЛИХОВИД, «День»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments