Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Минималистический праздник

21 декабря, 20:25
ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

На воскресном концерте камерного оркестра New Era Orchestra (художественный руководитель и дирижер — Татьяна Калиниченко) в Колонном зале было много пустых мест — что очевидно несправедливо. Ведь в Национальной филармонии нечасто звучат произведения современных композиторов, еще и в исполнении частных коллективов. Тем более что оркестр выступал с искусными приглашенными исполнителями: Соломией Приймак (сопрано, Украина), Андреем Малаховым (альт, Украина), Романом Минцем (скрипка, Россия) и Андреем Пушкаревым (виброфонист-виртуоз, артист оркестра Гидона Кремера Kremerata Baltica).

Программа концерта была своего рода подборкой современного композиторского минимализма. Этот стиль по своей форме постмодернистский, однако, вопреки моральной индифферентности постмодерна, может содержать в себе совершенно традиционные этические компоненты, что отражается также и на сугубо художественных составляющих. Творчеству трех композиторов, чьи работы вошли в концерт, присущи религиозные мотивы. Так, британец Джон Тавенер (прямой потомок ренессансного композитора и органиста Джона Тавенера (1490–1545 гг.) является православным христианином по вероисповеданию, что для Великобритании очень необычно, но в его музыке явно и четко чувствуются влияния индуистских ритуалов («Dhyana») и ближневосточного пения («Depart in peace») — последняя пьеса чрезвычайно похожа на долгую медитацию.

Друг Тавенера, эстонец Арво Пярт давно уже признан живым классиком; в Филармонии исполнили его знаменитое произведение «Tabula Rasa» (созданное еще в 1977 году для скрипки, альта, препарированного рояля и струнного оркестра). Название произведения в переводе с латыни означает «чистая доска» — этим философским термином называют необусловленное сознание, готовое воспринять любые идеи. Стиль пьесы, знаменитые Пяртовские «тинтиннабули» («колокольчики») придают музыке особенный, ошеломляющий драматизм.

Киевский композитор Виктория Полевая также работает с религиозной тематикой — особенно известны ее хоровые пьесы на церковнославянские тексты. Однако на сей раз во втором отделении концерта были исполнены три ее инструментальные произведения для виброфона со струнным оркестром. «Теплый ветер», «Lullaby», «Метта» (премьерное исполнение) — изысканные миниатюры, каждая со своим настроением.

Наверное, единственный в определенном смысле «светский» композитор программы — россиянин Александр Раскатов. Его «The Seasons’ Digest» — это ироническая транскрипция «Времен года» Петра Чайковского. Некоторые фрагменты просто комичны, иногда звучат как настоящие музыкальные шалости, но таким образом, самобытный Раскатов все равно отдает дань уважения великому предшественнику.

А закончился вечер — на бис — блестящей импровизацией по мотивам «Фиесты» культового джазового композитора Чика Кореа.

В целом концерт New Era Orchestra был просветленным по своему настроению — по-настоящему праздничным в преддверии Нового года и Рождества.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать