Первый попавшийся лжец и обманщик может развалить целое государство, тогда как упорядочения вещей даже в одном доме невозможно без благодати Божией.
Иван Мазепа, украинский военный, политический и государственный деятель, Гетман Войска Запорожского

«Мы «написали» Фотоисторию страны»

5 ноября в столичной галерее «Лавра» открывается XVIII Международная выставка «Дня». Выставка — знаковая, ведь проходит в год 20-летия газеты
3 ноября, 2016 - 19:16
ФОТО ВИТАЛИЯ НОСАЧА

В этом году наша фотовыставка, уже восемнадцатая, — знаковая. Иначе и быть не может, ведь она проходит, когда «День» отмечает свое 20-летие. Фотоконкурс, который проводится ежегодно с 1999 года, является самой яркой «звездой» в созвездии наших социальных проектов, а это и Библиотека газеты «День», и Летняя школа журналистики, и Премия имени Джеймса Мейса «Гражданская позиция». На протяжении 17 лет этой фотолетописи в городах Украины прошло 115 фотовыставок «Дня», получили награды 778 фотографов, а количество людей, которые увидели наши фотографии, наверное, насчитывает миллионы. 

Символом XVIII Международного фотоконкурса «Дня» является венок — метафора семьи. «Этот венок хрупок только на первый взгляд. Но все знают, что сломать можно только одну веточку, а когда они переплетены, вместе — они незыблемы», — объясняет свой замысел наша художница Анна Гаврилюк.

И в этом году мы получили роскошный «венок» из фотографий со всех уголков страны. Из свыше 2400 фотографий редакционное жюри отобрало 350 лучших работ как профессионалов, так и любителей. В этом году мы представляем своего рода большой семейный альбом Украины, на конкурсных снимках — люди, которые формируют лицо страны (но не примелькавшиеся в медиа лица). Мы не акцентируем на жестоких, кровавых моментах бытия государства. Наш приоритет — показать, как развивается и взрослеет Украина. Мы призываем работать «на два полушария», пользоваться как эмоциями, так и рацио. Не утопать в отчаянии и горе, а определять, как продвигать страну вперед и утверждать свою суверенность. 

Семья — это не только кровные родственники, это — единомышленники, те, кто существует в едином мыслепространстве. И недаром 2016-й для нас — не только год празднования юбилея, но и год читателей «Дня». Ведь именно с этими людьми, с которыми чувствуем идейное родство, мы выстраиваем свою гуманитарную политику. Призываем и вас посмотреть на Украину глазами «Дня». Приглашаем вплести в наш «венок» из важных моментов жизни страны свои мнения и наблюдения.

Во время XVIII Международной фотовыставки газеты «День» в столичной галерее «Лавра» (ул. Лаврская, 1), которая будет проходить с 5 по 13 ноября, традиционно можно будет приобрести книжки из Библиотеки издания, в частности новинку «Сестра моя, Софія...», выпуски «Маршрута №1», открытки, наш «сундучок сокровищ» и много других «витаминов» для ума. Вход — свободный.


«...На обложке своей страницы в «Фейсбуке», несмотря на все интернет-возможности, я держу фотографию — может, и не лучшего качества, на ней наша семья — далеко не в полном составе, но она лично мне дорога. В то время, когда «Фейсбук» стал «семейным альбомом» вселенной, я решила поделиться тем, что является для меня личным сокровищем. Сейчас в мире происходит очень важное фотообращение, во время которого люди учатся отличать сущностное от поверхностного. В интернете есть снимки, получающие миллионы просмотров. Это делает мир более объединенным вокруг ценностных вещей...

Есть разные школы фотографии. Когда я пришла в журналистику, то привнесла свое виденье в то дело, которым занимаюсь. Работая заместителем главного редактора и редактором отдела политики в «Киевских Ведомостях», я очень много внимания уделяла также фотографии. Мы тогда в молодой, возрожденной украинской журналистике стали первыми, кто ставил снимок на всю колонку. И все знают, что и в «Дне» я уделяю содержательному фото большое внимание. Если у  тебя есть мысль, эмоция, ты умеешь выражать ее, то эта форма может быть очень точным инструментом ее донесения.

И если вспомнить первопричину появления нашего Международного фотоконкурса. Во время подготовки празднования второй годовщины газеты в 1998-м мы решили украсить выставочный зал в «Украинском доме» лучшими фотографиями, печатавшимися на страницах «Дня». Ведь это — часть газеты, абсолютно равноправный партнер текста, а иногда — даже доминирующий. Следующей идеей стало организовать фотоконкурс, победители которого должны получать награды во время празднования очередной годовщины «Дня». В этом году у нас — уже XVIII Фотоконкурс.

...Недавно был такой сюжет. В редакции прошел круглый стол с экспертами — довольно зрелыми, интересными экономистами. После мероприятия они захотели еще немножко со мной пообщаться. Мы говорили о наших книгах, и вот один из них, в несколько высокомерной манере, спросил: «Зачем это?» Мол, толстых книг теперь никто не читает. Я готова к таким репликам, знаю, что это бытует. Ответила: «Конечно, есть такие люди, которые не читают толстые книги. Для них мы готовим, например, глянцевый журнал. Но если они, может, даже глянцевые журналы не готовы читать, то пусть идут и рассматривают фотографии». Конечно, это выглядело немного задиристым вариантом ответа. Но в действительности «читать» фотографии — это тоже талант. В этом я убеждаюсь очень часто. Даже в нашей Летней школе журналистики испытывала этот прием — брала фотографию и спрашивала: «Что вы на ней видите?». Потому что нужно иметь и соответствующий уровень, чтобы «прочитать» снимок, и рефлексию, и умение критически мыслить, и способность высказываться по этому поводу.

Нужно постоянно перечитывать Оруэлла. Он говорил, что тоталитаризм больше всего разрушает память и причинно-следственные связи. Я от себя добавляю — и критическое мышление, и способность к свободной рефлексии. Мы вышли из того общества. Для того чтобы восставновить, укрепить человека, вернуть ему эти качества, нужны все виды «оружия». Нужны сильные тексты, откровенные, чистые, ясные мысли, должно быть содержательное фото, которое работает с человеческой душой на очень глубинном уровне. В наших залах за 18 фотовыставок я очень много раз видела, как люди трижды подходят к одной и той же работе, всматриваются в нее, открывают всякий раз какие-то наслоения и новые пласты, а затем звонят по телефону друзьям и говорят: «Бросай все, беги сюда, здесь такое! Ты не можешь этого не увидеть!». Именно такую фотографию я хочу, чтобы создавали в газете, и такую фотографию мы стремимся выставлять. Конечно, это не всегда бывает так — поток жизни дает разный выбор. Но мы все равно, даже из того выбора, который имеем, пытаемся сформировать очень качественное «фотоменю». Мне хочется, чтобы люди чувствовали, что мы для них пытаемся получить лучшее.

ЛУГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ, 1995 Г. АВТОР — ВАЛЕРИЙ МИЛОСЕРДОВ. ОДНА ИЗ ПЕРВЫХ ФОТОГРАФИЙ АЛЬБОМА «... І ПОНАД ВІК ТРИВАЄ ДЕНЬ»

...На самом деле, мы написали фотоисторию страны. Да, в Украине нет специального музея фотографии. Но в газете «День» он есть. Он есть в нашем архиве, он время от времени возобновляется на нашем сайте, он есть на страницах газеты. Есть несколько альбомов, которые мы создали. Если начать смотреть с первого альбома, первой фотографии. Она показывает, какой была Украина. Это девочка, стоящая на дороге, — такая открытая, наивная, грациозная. Это 1995 год, фото из Луганска, которое сделал Валерий Милосердов. А затем наши снимки показывают трансформацию этого образа со временем. Это наши шансы, наш опыт, наши потери... Конечно, мы очень сильно изменились. И на каждом этапе у нас есть фото — «зарубки». Как в украинских сказках: когда герой углублялся в лес, он бросал через плечо камешки, чтобы можно было вернуться. Я всегда знала, что мы идем в «дремучий лес». Чтобы потом выйти на «ясную дорогу», нужно обратить внимание на эти фото — «камешки», которые мы оставили.

«ТРЕТИЙ ГЛАЗ» / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

Например, с Майдана 2004 года у нас есть фантастический снимок — «Третий глаз».

«ВИТАМИН СВОБОДЫ» / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

А еще работа «Витамин свободы» — стоит шеренга милиционеров, и лежит раздавленный апельсин. У нас есть «Глаза Майдана», где изображен взгляд страждущей женщины. В ее глазах — вся печаль украинского народа. Я наперед точно представляла, что из этой революции ничего не получится. Потому что те люди, которые стояли на сцене Майдана — что первый раз, что второй, — абсолютно не способны были выполнить то, чего хотел от них народ. Потому что они из другой «породы». И другого хотели. Наше фото зафиксировало это. Я уже не буду говорить о снимке, который мы напечатали на первой странице перед трагическим расстрелом февраля 2014-го... То есть у нас, кроме всего прочего, еще и фотоистория, фотобанк и фотосвидетельства. Но так же — фоторецепты, фотопрогнозы, фоторелаксы. Фотоальбом, который мы, как и все люди, любим просматривать вместе.

Я люблю возвращаться к снимкам. Это очень ценный «экстракт» мощного действия, можно сказать, даже бессрочного. Мы давно уже делаем не менее значимый конкурс, чем World Press Photo, только это не снимки просто катастроф, а «раскопки» по нахождению источников силы. Чтобы показать на разных этапах — Украина красивая, Украина сильная, она имеет крепкие корни. Да, у Украины есть проблемы, и она должна научиться их преодолевать. Это тоже лейтмотив нашей фотовыставки. Она в определенном смысле «конструирует» страну, которую мы хотим видеть в будущем.

С любовью Лариса ИВШИНА 

 
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments