Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

На Волыни чествуют «голендров»

Так здесь называют переселенцев, в частности из Германии (хотя не исключено их голландское происхождение), которые 400 лет тому назад из своей малой родины прибыли сюда осваивать земли
26 мая, 13:23

Так здесь называют переселенцев, в частности, из Германии, хотя не исключается и их голландское происхождение, что 400 лет тому назад из своей малой родины прибыли сюда осваивать земли

Особенно активно начали они прибывать, когда такое право дала им российская императрица Екатерина Вторая в 1762 году. После разделов Польши в конце XVIII — в начале XIX веков Правобережная Украина отошла России, Волынская губерния была довольно большой, но малозаселенной. Переселенцы (немцы, чехи, голландцы, евреи, поляки) имели немало преференций. На Волыни было немало так называемых голендрских колоний: в Турийском, Любомльском, Рожищенском  районах...  Словом «голанд» немцы-переселенцы называли пахотные земли, которое они получили, каторжным трудом выкорчевав вековечные волынские леса.  Соответственно, «голендрами, голяндрами» называли хозяев, которые освоили  эти участки и продолжали на них вести хозяйство.

Галина Ивановна ЛИЧМАНЮК, бывший учитель Забужской школы, может много рассказать о местных «голендрах». Ведь их потомки, которые в настоящее время проживают в Германии, когда приезжают на родину предков, останавливаются обычно  у нее.  В  волынском Прибужье голендры расселились в 1824 году  между селами Забужье и Адамчуки так называемыми голендрскими колониями (хуторами). Выселили их отсюда с приходом советской власти в 1939 году.  До сих пор местные  жители в том же Забужье могут рассказать, какими хорошими хозяевами были голендры: не только в полеводстве, животноводстве, но и качественно делали  крыши из железа, изготовляли бытовые деревянные вещи, инструменты, умели оказать первичную медицинскую помощь. Галина Ивановна рассказывает историю, как мужчина из Забужья решил избавиться от коровы, потому что зачахла, перестала давать молоко. «Об этом услышал один из голендров, попросил продать ему. А мужчина ему:  забирай ее так! Через год  тот голендр пригласил прежнего хозяина коровы к себе, угощает его молоком, сметаной, сыром... Тот ест, похваливает, допытывается, где же такую корову хорошую раздобыл? «Так это же твоя корова, —  ответил голендр. — За ней уход нужен был».

В нынешних потомках забужских голендров Галину Ивановну поражает их особенное стремление знать  собственную историю, свою родословную. В местной школе она разместила несколько стендов с историей забужских голендров. Есть здесь  и их песни, поразила та, которую придумали и пели  уже после выселения их из Волыни. Есть в ней слова о том, чтобы Бог дал хоть раз увидеть родную землю... Не всем переселенным из Волыни в Германию, Польшу — по всему свету рассеялись волынские голендры — удалось еще хоть раз увидеть родную волынскую землю. Потому передавала  Галина Ивановна даже картошку забужскую в  Германию матери Карла Хельца,  которую та никому не дала съесть, а посадила, ухаживала и всем рассказывала, что та картошка из Забужья.

А каким волнующим был приезд одного из голендров, уже в почтенном возрасте, с плохим здоровьем, на малую родину: он родился в 1927 году, на Волыни прожил 12 лет. «А у нас как раз Буг сильно разлился, добраться до места, где была их колония, невозможно. Так  мы дали мужчине бинокль, и как же он всматривался через него на воды, что покрыли родную землю, как искал  старые деревья, которые росли около их подворья. Перед смертью таки осуществил свою мечту. А остался из его детства только один свидетель — старый каштан»,  — вспоминает бывшая учительница. Вместе со своими учениками она убирала место, где когда-то находилось голяндрское  кладбище.  Кресты отрухлявели, могилы осыпались, вырос лесок, в котором никто никогда не собирал грибы.  Но сохранилась  старая сирень, что росла при входе на кладбище, одичала, перевелась, но росла. На месте бывшего кладбища  забужский сельский  голова Александр Герун установил  памятный крест.

В начале июня в Забужье и  Ривном ожидают потомков «своих» голендров. Приедут они из Германии, Польши, Сибири (часть волынских годендров советская власть переселила аж туда). В целом же потомки волынских голендров проживают и в Канаде, Аргентине, Беларуси... У них общая история, но эта история — общая и  для Забужья, Ривного, других волынских сел, которые когда-то приняли переселенцев, или которые и основали переселенцы. Поэтому по решению сельских советов в Забужье и Ривном  установят  памятные знаки, посвященные голендрам, что также осваивали  здесь земли  — здесь их жило не одно поколение.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать