Каждый народ познается по его богам и символам.
Лев Силенко, украинский мыслитель, философ, историк, писатель, номинант на Нобелевскую премию

Правительство хочет, чтобы дети разучились читать?

Учителя обратились в «День» за поддержкой: «Мы обеспокоены тем, что в 10—11 классах может исчезнуть мировая литература»
18 апреля, 2012 - 12:08
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

В начале апреля этого года в Киевском доме учителя состоялась презентация нового проекта по мировой литературе (проект Института инновационных технологий и содержания образования МОНмолодспорта и Полтавского государственного педагогического университета им. Короленко) для 5—9 классов общеобразовательных школ. После его обсуждения учителя обратились в газету «День» за поддержкой, поскольку считают, что предлагаемый курс может вообще вытеснить предмет «Мировая литература» из старшей школы. По словам педагогов, в новом проекте изучение курса мировой литературы за 10—11 классы предложено «втиснуть» в 5—9 классы. Учителя обеспокоены тем, что, с одной стороны, произойдет перегрузка программы, с другой — программа старшей школы не соответствует уровню развития детей 5—9 классов.

Педагоги Киева осудили проект — под обращением к министру Дмитрию Табачнику подписалось около сотни учителей. Они требуют пересмотреть проект программы по мировой литературе и привлечь к его усовершенствованию «незаангажированных и авторитетных специалистов». «Мы остро обеспокоены тем, что такой проект для 5—9 классов, принятый без настоящего демократического обсуждения учительским сообществом, может дать толчок к полному вытеснению предмета «Мировая литература» из базового уровня старшей школы, что приведет к массовому увольнению учителей, а также к ликвидации основного воспитательного фактора старшеклассников, что в свою очередь приведет к ухудшению состояния духовного здоровья нации», — говорится в обращении учителей и научных работников Киева. Педагоги апеллируют к тому, что негативную оценку проекту дала кафедра методики преподавания русского языка и мировой литературы Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова.

В свою очередь, в МОНмолодспорта заявляют, что благодаря новому проекту по мировой литературе для 5—9 классов, произойдет «разгрузка» и «осовременивание» образования. «Любые изменения должны происходить ради детей, чтобы пропасть недоразумения в современном технозированном мире (в котором дети ориентируются намного лучше, чем взрослые) уменьшалась», — считают в министерстве. Поэтому «высвобождение», очевидно, будет осуществляться под информатику и экономические дисциплины.

Проект будет обсуждаться до 20 апреля нынешнего года, и приблизительно 26 апреля его планируют утвердить. Согласно планам МОНмолодспорта, он должен вступить в действие со следующего учебного года.

Татьяна СТЕЦЕНКО, учитель мировой литературы Киевского лицея №142:

— Сейчас мы работаем по программе, утвержденной в 2005 году, которая рассчитана на изучение мировой литературы с 5-го по 11-й класс: изучаем ход литературного процесса с давних времен и до наших дней, а в 11-ом знакомим детей с литературой постмодерна. Авторы новой программы предлагают закончить изучение литературы в 9-ом классе (то есть планируется, что курса «Мировая литература» в СОШ в 10—11 классах не будет). Произведения же постмодерна вводят в 9-ом классе. Это сложные для понимания произведения: Милорад Павич, Хемингуэй, Аполлинер, Рильке, Ахматова. В этом возрасте ребенок интеллектуально не способен воспринимать их. При этом Минобразования говорит о «разгрузке», хотя происходит перегрузка. Уроки литературы в 10—11 классах отдадут другим дисциплинам, а курс «Мировая литература» останется только в специализированных учебных заведениях — возможно, они будут ее изучать вариативно, по выбору.

Важно и то, что очень часто мы с курсом «Украинская литература» проходим параллельно изучение текстов. И вот как мы будем говорить в 9-м классе о постмодерне, если на украинской литературе об этом еще не говорили? Все нарушается... Сама же по себе программа — ужасна. Есть очень много текстов, которые вообще ничего ценного не несут. Зато можно было воспользоваться списком имен литературной премии Андерсена — это мировая премия, присуждаемая авторам, которые создают литературу для школьного, среднего и младшего возраста. Мы же насчитали всего четыре фамилии лауреатов этой премии на весь курс мировой литературы. Если говорить об интеллектуальной перегрузке, то, например, в 9-м классе предлагается «Собачье сердце» Булгакова. Чтобы его понять, необходимо знать историю, а ее изучают в старших классах. Зато нет текстов Экзюпери, — они считаются ненужными. Я считаю, что так мы можем потерять не только курс, а и детей, с которыми можно общаться.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

comments powered by HyperComments