Мир, прогресс, права человека - эти три цели неразрывно связаны. Невозможно достичь какой-то из них, пренебрегая другими.
Андрей Сахаров, физик, правозащитник, диссидент, общественный и политический деятель, лауреат Нобелевской премии мира

Украинцы с несломанным хребтом

Документальный фильм Валентина Сперкача «Кубанские казаки», снятый 20 лет назад, не утратил актуальности
31 января, 2012 - 20:24

Кубань Украинская... Над ее трагической судьбой еще до недавних пор довлело беспощадное тоталитарное «табу»: точно и не было такой земли, заселенной, освоенной и исхоженной из конца в конец нашими пращурами, обильно политой их кровью и потом. Табу это было вполне мотивированным, ведь нужно было лишить народ исторической памяти — залога чувства внутренней самодостаточности, без которого ни одна нация не может сохраниться на земле. А историю Украинской Кубани, которую десятилетиями, начиная с 1918 года, пытались истреблять огнем, железом и ложью, которой сознательно стремились раз и навсегда сломать хребет, это касается стократ в большей степени.

Поэтому такие фильмы, как лента известного украинского кинодокументалиста Валентина Сперкача «Кубанские казаки. А уже лет двести...» (авторы сценария — Богдан Дяденко, Валентин Сперкач; оператор Сергей Лисецкий; звукоооператор Виктор Лукаш; слово от автора читает народный артист Украины Богдан Ступка), не устаревают независимо от того, когда именно они были созданы (в этом случае — еще в 1992 году). Потому что это произведение киноискусства, просмотр которого состоялся в киевском Доме кино, — о талантливой, мужественной и многострадальной ветви нашего народа, а стало быть, и о нас с вами, о нашей судьбе, нашей памяти, нашем трудном пути.

Лента начинается с посвящения «запорожцам, высадившимся на Тамани 25 августа 1792 года». Это абсолютно достоверная историческая дата, именно тогда потомки казаков незабываемой Запорожской Сечи, раздавленной властной рукой «хищной волчицы» Екатерины ІІ, под руководством Антона Головатого, Савы Билого, Захара Чепиги в поисках земли, свободы и военной службы (все это было обещано царицей) прибыли на благодатную кубанскую землю. Эти люди, их дети, внуки, правнуки освоили эту территорию, добросовестно защищали ее от вооруженных набегов с юга, востока и запада, создали здесь свое хозяйство, бесстрашно охраняя и храня в себе украинский дух. Режиссер фильма Валентин Сперкач рассказывает: «Кубань — это поистине та земля, которая была создана украинцами... Казаки направлялись туда двумя путями — по Днепру, водой и сушей, степями на волах везли иконы, святыни из сожженного вскоре перед этим Межигорского монастыря» (сожженного, по одной версии, царицей Екатериной, а по другой — самими казаками). Все действующие лица — очень интересные люди, своеобразные герои, фигуры по-своему неповторимые, и мы стремились это донести до зрителя».

Действительно, в ленте есть своеобразные герои, свидетели настоящей трагедии кубанского украинства ХХ века. Способы освещения этой трагедии разные: можно предоставить слово историкам, которые рассказали бы нам об ужасном терроре 1918 — 1919 гг., Голоде 1921 г., об апокалиптическом Голодоморе 1933 г. и геноциде, совершенно неотделимом от него (чего стоит только судьба украинской станицы Полтавской, занесенной тогда на «черную доску» и стертой с лица земли!), о культурном геноциде (отметим: в 1932 г. 950 тыс. человек, то есть более половины жителей края, считало родным языком украинский, на Кубани было 150 украинских школ, четыре украинских театра, ряд газет, буквально за год все это было объявлено «националистическим», «контрреволюционным», «петлюровским» и уничтожено по воле «вождя всех народов»). А можно внимательно слушать людей, коренных кубанцев-украинцев. Вот один из них, Николай Иванович Ляшко (по паспорту — Ляшков), говорит: «Украинец везде, куда бы его ни забросила судьба, одинаковый — строит себе свою Украину, да и только...» Вот и есть над чем поразмыслить и основание для определенного оптимизма! А другой герой ленты говорит, вспоминая свою многострадальную жизнь: «Нас, украинцев, душили в старые времена так, что Господи помилуй! Вспоминаю, в школе на вопрос учительницы, какого я рода-племени, ответил: я казак! Учительница возмутилась: «Какой ты казак, ты — русский!» Я вечером пожаловался на это отцу, а он говорит: «Кажи: «я русский», сину, як не хочеш опинитися на Соловках!» И продолжает свой рассказ: «Хто ми є? Правду казати — перевертні, бо перевели нас... З 1933 года пошло усе насмарку... (язык сохранен. — И. С.)». А авторский голос (Богдан Ступка) резюмирует: «Але ж не само пішло на смарку! Бо свідомо забирали мову, землю, хліб, худобу, словом — ломали козацтву хребет».

И все равно не удалось его сломать, основания для веры в будущее есть-таки. И это доказывает такой интересный факт: «Козацька громадська варта» (есть такая организация в Белореченске на Кубани) приветствует своих ребят так: «Слава Кубани» — «Героям Слава!». Будем надеяться, что украинский казачий подъем на этой земле — не только дело далеких, минувших времен. И конечно же, поблагодарим создателей фильма.

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments