Я убежден, что экономическое положение народа - это главное основание целой его жизни, развитию, продвижению. Когда состояние экономическое плохое, то говорить о прогрессе, науке - пустая балаканка.
Иван Франко, украинский писатель, поэт, публицист, общественный деятель, переводчик

Уникальные иконы — для всех!

В Донецке проходит выставка православного искусства XV — XXI веков из частных собраний
21 мая, 2013 - 11:15
«БОГОМАТЕРЬ ДОСТОЙНО ЕСТЬ» — ТОЧНЫЙ МЕРНЫЙ СПИСОК С ЧУДОТВОРНОГО ОБРАЗА «ДОСТОЙНО ЕСТЬ» ИЗ КАРЕЙСКОГО МОНАСТЫРЯ НА СВЯТОЙ ГОРЕ АФОН, КОНЕЦ XIX ВЕКА / ИЛЛЮСТРАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ХВЦ «АРТ-ДОНБАСС»

Невероятная по масштабам выставка «Достойно есть. Православное искусство XV — XXI вв. в частных собраниях Украины» проходит в донецком художественно-выставочном центре «Арт-Донбасс». Около 300 икон открыли для публики коллекционеры из Киева, Харькова, Одессы, Донецка.

Выставку благословил митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион.

Арт-директор ХВЦ «Арт-Донбасс» Екатерина Калиниченко объясняет: «Год назад у нас уже проходила выставка православного искусства — она получила широкий отклик среди посетителей. Сейчас многие экспонаты выставляются впервые, охвачен огромный диапазон: Русский Север, Палех, строгановская школа иконописи. Это нельзя назвать просто «работами» — это искусство».

Выставка названа в честь иконы конца XIX в. «Богоматерь Достойно Есть», точного мерного списка с чудотворного образа «Достойно Есть» из Карейского монастыря на святой горе Афон. А самый древний экспонат — «Святой Николай Чудотворец» (оплечный) конца XV — начала XVI вв., написанный мастером из Белозерья. Икона хранится в коллекции куратора выставки дончанина Олега Здановича.

«Сердце» экспозиции — четыре образа конца XVI века неизвестного мастера: «Благовещение», «Вознесение Господне», «Успение Богоматери» и «Святая Троица». Иконы — из разрушенного большевиками храма в селе Бережная Дуброва Архангельской области. «Чтобы спасти реликвии, верующие разобрали праздничный чин, некоторые иконы взяла ключница. «Добрые люди» донесли властям, хранительнице пришлось эмигрировать, уже после войны она попала в Украину. Пока жила — заботилась о святынях, а у детей ее они просто стояли в сарае. Над иконами провалилась черепица, в дыру лил дождь, попадали яркие лучи солнца», — рассказывает Олег Зданович.

Олег Зданович обращает внимание: «В советские годы иконы скупали за копейки и массово вывозили за рубеж. В современной России люди, которые приобретают на Западе предметы искусства и возвращают их на родину, становятся национальными героями. У нас, непонятно зачем, для этого нужно заплатить 30-процентный налог — поэтому наши достояния остаются за границей».

Выставка — первый шаг к мечте Здановича создать в Донецке музей православного искусства. «Сегодня моя коллекция хранится в запасниках. Я не заберу ее с собой навсегда, а продавать не собираюсь. Хочу, чтобы к нам приезжали люди, чтобы мы гордились культурными успехами города».

Идею одобряет протоиерей Георгий Гуляев: «Человек, который сохраняет икону, даже малоцерковный, совершает дело Божье. Есть стереотип: икона должна быть в храме. Но мы не настаиваем на этом: образ может храниться и дома, и в музее». «Некоторые реликвии нуждаются в постоянном уходе, и поэтому не могут находиться в церкви. А выставки, подобные этой, способствуют сохранению национальных сокровищ. Люди понимают: почерневшую старую икону можно и нужно спасти», — подчеркивает Олег Зданович.

Выставка продлится до 12 июня.

Мария ПРОКОПЕНКО, Донецк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ