Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Замкнуть цепочку

Как активисты создают в Украине систему переработки элементов питания
11 октября, 10:36

Ежегодно в страну завозится около трех тысяч тонн батареек. Несколько лет назад украинцы осознали их вредность для окружающей среды. Поэтому начали появляться контейнеры для отработанных батареек. Поставил такой в своем подъезде и семилетний киевлянин Иванко Вишневский. «За месяц собираем целую коробку и отвозим в пункт приема, — говорит он. — Я думаю, что их перевозят из пункта в пункт и никуда не девают».

Мальчик прав. 200 тонн использованных батареек сохраняются на складах по всей Украине. Они содержат тяжелые металлы, способные загрязнить почву и воду и вызвать тяжелые болезни у людей. Переработкой занималось только львовское госпредприятие «Аргентум», но недавно завод прекратил утилизацию батареек из-за нерентабельности.

«В 2016 году мы обратились к опыту Европы, — рассказывает Любовь КОЛОСОВСКАЯ, руководитель проекта «Батарейки, сдавайтесь!». — Там работает простая модель утилизационного сбора — в цену каждого нового элемента питания заложена стоимость его переработки. Если бы это поддержали все импортеры, цена выросла бы максимум на гривню».

Проблема нуждается и в законодательном урегулировании, но это долгий процесс. Поэтому за следующие пять месяцев активисты проекта планируют разработать технико-экономическое обоснование для завода по утилизации в Украине и подготовить транспортировку уже собранных элементов питания на переработку за границу. Для оплаты этих работ они собирают на своем сайте batareiky.in.ua 460 тысяч гривен. Сеть магазинов Watsons, компании GP batteries и VARTA, которые являются партнерами проекта, уже предоставили треть этих средств.

Александр ПИДГОРЕЦКИЙ, руководитель отдела национальной дистрибуции ООО «Энержи трейд» (ТМ GP batteries), отмечает: «Комплексной переработки в Украине нет, есть только отдельные неполные решения. К тому же отсутствует контроль за хранением уже собранных батареек. Важно, чтобы этим вопросом занимались общественные активисты, которые будут действовать в интересах общества, а не бизнеса. Поэтому мы помогаем, чтобы одновременно получить опыт в переработке, и приглашаем присоединиться других импортеров».

Активисты отмечают: для комплексной переработки нужно значительно больше средств, ведь стоимость построения завода в Европе достигает около 15 миллионов евро. «Не стоит ждать чуда, — утверждает Любовь Колосовская. — Завод не построится, и закон не будет работать, если не подготовим общественность к такой системе, а бизнес — к европейской модели расширенной ответственности производителя».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать