Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Бизнес во время кризиса

Истории предпринимателей, которые не побоялись открыть дело в нестабильное для страны время
20 января, 13:12
ДЕНИС КУХАРЕНКО — РАЗРАБОТЧИК УНИКАЛЬНОГО ДЛЯ УКРАИНЫ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСА ЧАСТНЫХ ПОРУЧЕНИЙ ZARABOTUS / ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХІВА ДЕНИСА КУХАРЕНКО

Предприниматели уже давно критикуют налоговые и бюджетные новации, предложенные правительством. Мол, такие нововведения только отбивают желание работать. Тем более, после кризисного в экономике страны года. Некоторые владельцы не скрывают: если дела будут идти так и дальше, придется прекратить свою деятельность. О нестабильной ситуации для бизнеса говорит и новая статистика Госстата. За последний месяц уровень безработицы опять вырос — до 1,9%.

В то же время «День» нашел тех, кто не побоялся начать собственное дело и довольно успешно развивает ее сегодня. Как им это удалось и почему они это сделали — ниже прямой речью.

«ЛУЧШЕ СТРОИТЬ ДЕЛО НА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ, А НЕ НА ДЕНЬГАХ»

«Накормить всех сырниками» — именно такую цель поставил перед собой 24-летний киевлянин, философ по образованию Станислав Баланович. И успешно ее реализует. Вместе со своей девушкой Ксенией Шемберко он основал бизнесу по выпеканию сырников — «Киевский сырник». «Прежде всего, мы сами их любим. Во-вторых, мы с Ксенией часто ездили в Польшу — там есть сырники на развес. Это довольно распространенная вещь у них, в принципе, как и на Западной Украине. И меня интересовало, почему у нас такого нет. Чтобы человек на развес взял себе, сколько захочет, и при этом заплатила меньше, чем в ресторане или кафе», — рассказывает Станислав.

Разрабатывать проект пара начала осенью 2013 года. В ноябре уже появилась страничка на «Фейсбуке». Позже Станислав и Ксения решили немного расширить бизнес. И уже в феврале пара открыла магазин в одном из столичных торговых центров. Впрочем, через полгода пришлось закрыться и перейти только на «Фейсбук». Ведь из-за большой девальвации стоимость арендованной площади выросла вдвое и торговать по низкой цене стало невозможно. «Люди не готовы были платить больше. И я с этим соглашаюсь. Потому что, когда у тебя кризис, ты должен думать, как оптимизировать свою жизнь и расходы. Это очень правильно. И я в определенной мере счастлив, потому что я думал раньше, что наши люди живут одним днем. Бизнесу, конечно, в этот момент — довольно сложно. Но он должен думать над тем, как перестроить работу так, чтобы не работать себе в убыток», — говорит Станислав.

Тем не менее, спрос на «Киевский сырник» постоянно растет. За год страничка «Сырника» в «Фейсбуке» собрала почти 1200 подписчиков, причем без каких-либо PR-компаний. Единственная реклама — рекомендации клиентов, которые уже попробовали сырник. Также Станислав и Ксения постоянно посещают различные фестивали и выставки. «На самом деле, если делаешь качественный продукт, ты всегда найдешь своего потребителя, — говорит Станислав. Также продукция «Сырника» сегодня поступает в столичные кафе и рестораны.

Станислав и Ксения открыли «Киевский сырник» без кредитов и взяток. Хотя до этого бизнесом никогда не занимались. «Нам все говорили, что это будет просто нереально — оформить все, не заплатив деньги. И на протяжении трех месяцев мы еженедельно приносили в санепидемтанцию образец продукции и просили ее проверить, — говорит Станислав. — Но что для меня странно — сколько мы уже работаем, у нас только один ресторан попросил показать эту справку. При том, что у них кофе и десерты, — не главная специализация. И это нонсенс. Ведь мы стремимся в Европу, и в то же время владельцы многих заведений не заботятся о качестве продукции, которую они продают...»

Также владельцы «Киевского сырника» с помощью своего бизнеса занимаются и волонтерской работой. Станислав и Ксения решили периодически выставлять несколько сырников на продажу, указывая при этом, что деньги пойдут на нужды украинских пограничников. «Нам казалось, что о пограничниках все забыли. Хотя когда все только начиналось, то именно эти ребята фактически стояли на передовой», — говорит Станислав. По его мнению, человек должен чувствовать свою ответственность за то, что он делает. «Нужно приучать людей к тому, что нужно делать полезные дела. Даже когда ты берешь сырник, ты можешь заплатить за него полную цену, а можешь дать и больше», — объясняет он.

По мнению Станислава, главное правило работы бизнеса, не только во время кризиса, но и вообще — это качество и ответственность. «Когда ты не завязан на том, чтобы только получить прибыль, ты всегда найдешь людей, которые тебя поддержат и помогут. Например, просто купят сырник. Лучше строить дело на человеческих отношениях, а не на деньгах. Правило «только бизнес», думаю, здесь не должно присутствовать», — убежден Станислав.

В планах владельцев «Киевского сырника» — организовать доставку по всей Украине. А немного со временем — открыть собственное заведение. «Впрочем, когда ты открываешь заведение и получаешь прибыль, нужно знать, что с ней потом делать. Например, одно кафе в Ивано-Франковске передает прибыль на развитие города. Деньги, конечно, нужны, но намного интереснее делать то, что приносит пользу», — говорит Станислав.

«ИЩИТЕ НОВЫЕ СПОСОБЫ ВЫСТРАИВАТЬ ЛОЯЛЬНОСТЬ»

Идея проекта Zarabotus у 39-летнего киевлянина Дениса Кухаренко появилась еще летом 2013-го. «Я тогда возвращался с семьей с отдыха в Крыму (когда еще Крым был наш) и слушал по пути аудокнигу Акунина. Там главные герои играли в игру «фанты». Так и появилась идея создать интернет-платформу, где бы, условно говоря, кто-то исполнял твои желания», — рассказывает Денис. Кстати, это уже не первый его бизнес-проект.

Итак, сайт объявлений, на котором покупают и продают услуги, открылся зимой прошлого года. «Мы были уверены, что Zarabotus — это социально важный проект. Он дает возможность найти дополнительный заработок, а некоторым людям — даже самореализоваться, особенно если они каким-то образом не могут адаптироваться в обществе. Например, инвалиды и люди, которые по определенным причинам не могут работать целый день в офисе», — объясняет Денис.

Среди нетрадиционных предложений на сайте — украсить машину бантом, вышить инициалы на носках. «Мы поняли, что у проекта есть душа и что мы на правильном пути, когда в начале весны анонимный пользователь искал команду людей для уборки Оболонской набережной в Киеве, он планировал на это расходы 2000 гривен. Люди нашлись и круто выполнили свою работу, подзаработали денег, а мы поняли, что это именно то, что нужно», — рассказывает Денис Кухаренко.

Основной проблемой для старта, считает Денис, было неудачное время. «Кому интересно читать о стартапе, когда все мониторили события на Майдане. Для нас основным инструментом продвижения был PR, а он тогда не работал вообще», — объясняет Денис.

В то же время разработчики проекта боялись, что украинцы не станут пользоваться подобными сервисами из-за страха или недоверия. Впрочем, как оказался, спрос на подобные сервисы есть. «Уже есть определенная стабильная аудитория, которая раз в несколько дней проверяет ленту объявлений в поиске соответствующих предложений. В среднем в таком ритме на сервисе частных поручений можно подзарабатывать 250—300 гривен в неделю», — говорит Денис.

Основное правило, которое Денис для себя определил, начав бизнес в кризис, — это никогда не сдаваться. «Если вы горите какой-то идеей и прошли с командой уже ряд приготовлений — не стоит опускать руки лишь из-за того, что внешние обстоятельства не способствуют развитию. Не оказывайте давление на своих пользователей/покупателей, не занимайтесь агрессивной рекламой. Ищите новые способы выстраивать лояльность», — говорит Денис.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать