Как несвоевременны решения власть имущих. Когда они за что-нибудь, наконец, после долгих сомнений решаются взяться, жизнь уже ушла вперед, и они снова остаются перед разбитым корытом.
Павел Скоропадский, украинский государственный, политический и общественный деятель, последний гетман Украины

#Броневикгейт Коболева

Интернет подорвала новость о том, что НАК «Нафтогаз Украины» собирается купить Mercedes за 5 миллионов гривен
3 августа, 2016 - 19:45
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Украинские потребители газа в смятении. Еще никто не показал им методику формирования нового тарифа на газ, который потянул резко вверх также и тариф на тепло, еще никто не обосновал, почему «Укргазвыдобування» реализует свою продукцию исходя не из себестоимости добычи и налоговой нагрузки, а равняется на спотовые цены Европы. Но он уже видит, что государственный «Нафтогаз Украины» начинает тратить государственные деньги налогоплательщиков. Компания объявила тендер на закупку бронированного автомобиля премиум-класса Mercedes Benz S600 Guard стоимостью около 5,1 миллиона гривен.

Естественно, НАК имеет объяснения для столь одиозной покупки (чтобы уяснить ее масштаб, достаточно ознакомиться с решением властей Киева выделить в 2016 году из столичного бюджета не менее четырех миллионов  гривен для компенсации стоимости кредитов на термомодернизацию и повышение энергоэффективности в многоквартирных жилых домах). В ее сообщении отмечается, что необходимость закупки бронеавтомобиля для главы компании Андрея Коболева обосновывается рисками, связанными с процессом в Стокгольмском арбитраже.

«Только в делах с «Газпромом» сумма претензий против нас — $38,7 млрд. вместе с процентами, сумма претензий с нашей стороны — более $26,6 млрд. Осенью назначены слушания по обоим производствам. Глава «Нафтогаза» является не только свидетелем по делу, но и руководителем компании-истца, лицом, действующим от имени компании и принимающим все связанные с этим иском решения». По данным пресс-службы НАК, решение о закупке бронеавтомобиля приняло правление компании. «Основанием для принятия решения является стандартная бизнес-логика, похожая по своей сути на покупку страхового полиса: лучше потратить небольшой процент сейчас и минимизировать риск потери актива (всего, или существенной части) в будущем, — отмечают в пресс-службе НАК. — Активом является потенциальная выгода от выигрыша в Стокгольмском арбитраже».

В то же время, по данным пресс-службы, закупка бронеавтомобиля может быть отменена, поскольку компании предложили взять аналогичный автомобиль в бесплатное пользование. «Если эта информация найдет свое подтверждение в ближайшее время, то результаты тендера будут отменены, а мы воспользуемся указанным предложением», — обещают в НАК. Ну что же, это приемлемая для налогоплательщиков альтернатива, если, конечно, исключить, что такой подарок на самом деле может быть просто взяткой...

В связи с этой ситуацией «День» поставил своим экспертам несколько вопросов. Отвечая на них, президент центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаил Гончар отметил, что опасность для Коболева, возможно, существует, но бронированный автомобиль ее не предотвратит. «Если за дело ликвидации господина Коболева соответствующие профессиональные группы, то они в своих планах, наверное, учтут наличие такого автомобиля. — сказал эксперт. — Такое объяснение, конечно же, от лукавого. Я его серьезно не воспринимаю. Мне сложно объяснить мотивы подобного шага руководителя «Нафтогаза». Скорее всего, это проявление внутрикорпоративной бюрократической лести. Нашлись люди, которые решили сделать красивый подарок руководителю за счет государства и убедили его в том, что это необходимо. А он не подумал хорошенько над последствиями, какой эффект и какую огласку это может иметь. И что это бьет не только персонально по нему и по «Нафтогазу». Это бьет в целом по власти. Люди скажут: они там совсем уже зажрались».

Директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин отмечает, что средства на покупку бронированного «мэрса», скорее всего не заложены в финансовый план «Нафтогаза», утверждаемый правительством. Кроме того, по его данным, «Нафтогаз» сейчас всячески урезает затраты, и непонятно, за счет чего приобретение столь дорогого авто может быть профинансировано. Эксперт также напоминает, что в стране существует определенная юридическая процедура: если возникает угроза жизни или здоровью любого человека, а тем более — высокопоставленного, то подается соответствующее заявление в полицию или в СБУ, как должно бы быть в данном случае. И что делает служба внутренней безопасности «Нафтогаза»? Не думаю, чтобы ее в нынешней ситуации ликвидировали... А если бронеавтомобиль, по мнению охраны, все-таки крайне необходим, можно посоветовать абсолютно нейтральный и проверенный вариант: взять его в аренду.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ