Язык - это способ рождения мыслей: когда "нет языка", человеку просто-напросто "нечем думать".
Оксана Забужко, украинская писательница, поэтесса, философиня

Будущее искусственного интеллекта в образовании

Интеграция и зарубежный опыт
27 августа, 2018 - 18:33
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Школы и университеты — самая плодородная почва для формирования поколения технологически продвинутых и квалифицированных специалистов.

Говорить о возможностях и перспективах применения искусственного интеллекта (ИИ) в обход темы образования нецелесообразно. Любая технология — плод невообразимых усилий человека.

Тот, кто имеет квалификацию изнания, получает козырь в виде влияния на ход развития цивилизации. Тема эта исключительно важна, поскольку сегодня мы создаем будущее не только для себя, но и для наших детей. А потому хотим сделать его не только более совершенным, но и безопасным.

Пока же человечество ищет консенсус, как сделать ИИ надежным помощником, не превратив его в глобальную угрозу разрушительного характера, подрастающее поколениевсе больше нуждается в практическом взаимодействии с ним.И уже сегодня страны Запада не просто предоставляют детям базовые знания об ИИ, но и успешно применяют его для улучшения качества образования.

В Украине на данный момент такие практики не внедрены даже точечно — ни собственные, ни позаимствованные. Но это не значит, что нам это не нужно. Как раз наоборот: мировая статистика уже не первый год включает украинских разработчиков в списки самых востребованных кадров крупных западных корпораций.

УЗКИЙ ВЗГЛЯД НА ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЕЩИ

Что такое ИИ в понимании украинской молодежи? Это роботы. Это бэкэнд-алгоритм, разработанныйYoutube для подключения и просмотра пользовательских видеороликов с привлечением соответствующей аудитории. Это соцсети и голосовой помощник в смартфоне. Это чаты, которые обеспечивают своевременное обслуживание и обмен информацией на разных платформах. Это облачные сервисы для хранения накопленного материала. 

Это мнение детей и подростков. А каждый ли взрослый знает, что ИИ — этоне просто голос из телефона или робот, помогающий оформить кредит онлайн?

ИИ — это целая цифровая «нервная система», которая при правильном подходе способна превзойти человека любой специальности. При этом не стоит бояться, что ИИ начнет работать против людей. Истинный ИИ никогда не будет работать против людей, если его разработчикпонимает, с чем имеет дело.  Работая в симбиозе с человеком, ИИ обеспечит комбинацию способностей для достижения лучшего результата в любой области. Поможет ли это нашим детям? Да, если мы позаботимся о качестве получаемых ими знаний уже сегодня.


ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Чтобы подготовить учеников и студентов к будущему сотрудничеству с ИИ — а это логическое следствиетехнологического прогресса — школы и ВУЗы должны быть готовы отвечать на эту потребность.

На Западе образовательные экосистемы создаются путем сочетания уникального творческого интеллекта человека с технологиями ИИ. За примерами не нужно далеко ходить: в Стэнфордском университете ИИ изучают с 1962 года, и студенты там имеют доступ к одной из лучших в мире профильных исследовательских лабораторий; в Массачусетском технологическом институте ИИ заинтересовались еще раньше, в 1959 году, и ныне разрабатывают на его базе учебные программы для школ. Подобные работы ведутся в Австралийском национальном университете, Карлтонском университете (Канада) и Нанкинском университете науки и технологий (Китай).

Давайте рассмотрим некоторые впечатляющие примеры, которые могут послужить отличной альтернативой заскорузлой системе образования, существующей ныне в украинских реалиях. 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОУЧИНГ

В эпоху информационного бума, когда доступ к фактам обеспечивается посредством простого щелчка по клавиатуре, учителей целесообразно переводить от роли «мудреца на сцене» к «направляющему на стороне».

В США, Японии, Китае, Австралии и некоторых странах Европы активно применяются технологии виртуальной реальности. К примеру, американский USC InstituteforCreativeTechnologies создает прототипы виртуальной обучающей программы, которая объединяет ИИ и трехмерную анимацию для такого обучения детей, которое учитывает их возрастную категорию.

Образованию отдана большая роль — так было во все времена. В наши дни оно становится ключевым фактором для инновационной экономики. Уже совсем скоро сосредоточиться только на хороших оценках будет недостаточно. Молодым людям потребуются цифровая грамотность, умение коммуницировать не только со сверстниками, но и с технологиями, которые станут неотъемлемой частью экосистемы современного общества. Творческое мышление, способность изобретать оригинальные идеи и стремление воплощать их, желание постоянно учиться новому — ключевые принципы приближающегося будущего. И для этого детям необходимо создать условия, в которых ИИ не будет приравниваться к усовершенствованному калькулятору, а послужит мощным помощником в получении молодыми украинцами качественного современного образования. Чаша весов окажется на нашей стороне, если образовательный фактор будет усилен. Школы и университеты — самая плодородная почва для формирования поколения многогранных квалифицированных специалистов

Дети обучаются как с помощью преподавателей, так и с помощью компьютерных помощников, которые помогают им направить интересы в нужное русло и при этом быстрее приобрести навыки «общения» с инновационными технологиями. Ученики обмениваются впечатлениями и создают таким образомконтент для обсуждений. А учителя, в свою очередь, могут более эффективно анализировать способности и пожелания каждого учащегося.

ВИРТУАЛЬНЫЕ АССИСТЕНТЫ

Большая часть времени учителя до сих пор уходит на формирование учебного контента, который еще нужно встроить в жесткий, негибкий учебный план.

На непосредственный контакт с детьми времени не остается, хотя ученики, особенно начальных классов, требуют индивидуального подхода для раскрытия своих талантов и потенциала.

Уже сегодня ИИ, «оформленный» в уникальные программные решения, облегчает учителям рутинную работу и анализирует успеваемость ребенка. Такиепрограммы, как KhanAcademy и ThinksterMath, продвигают учащихся по ряду предметов в зависимости отуровня их успеваемости и способностей.

В этой среде учителя получают больше времени на тот самый индивидуальный подход, отсутствие которого часто приводит к плачевным последствиям.

ВИРТУАЛЬНЫЕ СОЦСЕТИ

Классическая школьная и университетская среда в большинстве стран подразумевают обучающее пространство, замкнутое в четырех стенах учебного класса. Совместные виртуальныесоцсети позволяют ученикам, студентам и учителям выйти за рамки этих стандартов.

При помощи программы Brainly и платформыглобальной сети Q&A пользователимогут свободно общаться между собой виртуально, обмениваясь знаниями, опытом и интересами; создавать совместные творческие проекты, проходить тренинги, участвовать в олимпиадах и конкурсах.

Программа позволяет повысить успеваемость по конкретным предметам посредством визуализации поставленной учащимся задачи. Введя соответствующий запрос вBrainly, ребенок получит егоемкое описание и видео, в котором используются специальные символы Marvel для объяснения поставленного вопроса.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КУРСЫ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН

Ежегодное приобретение учебников для изучения даже базовых предметов в школах — удовольствие не из дешевых. Об этом знает каждый родитель.

Специализированные сайты Teachable, Udemy и CourseCraft дают возможность учителям создавать полные тематические учебные курсы для учеников любых классов, формируя целую экосистему, которая сочетает в себе коучинг, виртуал, дизайн контента, групповые видеочаты и электронные таблицы анализа успеваемости и способностей учащихся.

Интеллектуальную учебную программу также могут разработать»под ключ» для конкретного ученика. А необходимость в приобретении дорогостоящей учебной литературы полностью отпадает.

ГЛОБАЛЬНАЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ СЕТЬ 

Как в отечественных школах обеспечиваетсяразвитие преподавателей? Обычно этим занимается администрация учебного заведения (если занимается), и чаще всего речь идет не более чем о профильных тренингах, семинарах или курсах.

Успевают ли учителя посещать подобные мероприятия в условиях давно устаревших подходов к обучению детей, требующих индивидуального подхода и внимания? Вопрос риторический.

На Западе панацеей стало развитие ИИ и экосистемы глобального обучения. К примеру, американская виртуальная преподавательская сеть EducationOnAir предоставляет учителям онлайн-курсы для повышения квалификации и вебинары для обмена опытом с коллегами. Еще один выход — TheGlobalEducationConference, проект, который открывает доступ к обучающим конференциям и сотням тренингов для профессионального роста.

Описанные выше инновации дают потрясающие результаты. ИИ для преподавателей стал синонимом расширения границ установившихся практик обмена опытом и знаний.

ИНТЕГРАЦИЯ ИИ НАЧИНАЕТСЯ С ПЕРВОГО ШАГА

Образованию отдана большая роль — так было во все времена. В наши дни оно становится ключевым фактором для инновационной экономики. Уже совсем скоро сосредоточиться только на хороших оценках будет недостаточно. Молодым людям потребуются цифровая грамотность, умение коммуницировать не только со сверстниками, но и с технологиями, которые станут неотъемлемой частью экосистемы современного общества. Творческое мышление, способность изобретать оригинальные идеи и стремление воплощать их, желание постоянно учиться новому — ключевые принципы приближающегося будущего. И для этого детям необходимо создать условия, в которых ИИ не будет приравниваться к усовершенствованному калькулятору, а послужит мощным помощником в получении молодыми украинцами качественного современного образования. Чаша весов окажется на нашей стороне, если образовательный фактор будет усилен. Школы и университеты — самая плодородная почва для формирования поколения многогранных квалифицированных специалистов.

Юрий ЧУБАТЮК, президент группы компаний Everest
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments