Если человек не встанет с колен, то недалеко он сможет пройти.
Иван Драч, украинский поэт, переводчик, киносценарист, драматург, государственный и общественный деятель

Экотопливо вводят в ранг закона

Это позволит Украине производить около одного миллиона тонн биодизеля и два миллиона тонн биоэтанола в год
23 мая, 2011 - 20:51

Парламент утвердил в первом чтении законопроект о развитии производства и потребления биотоплива. В пояснительной записке к документу отмечается, что целью его принятия является стимулирование при помощи государственных рычагов производства, реализации, переработки и потребления конечным потребителем этого топлива. В частности, предлагается использовать европейскую практику, согласно которой нефтеперерабатывающие и другие предприятия должны использовать его определенную часть при производстве смешанных видов топлива. Широкомасштабное использование биотоплива в Украине также позволит реализовать механизм ратифицированного Киотского протокола относительно уменьшения выброса углекислого газа в атмосферу.

Законопроект состоит из 15 статей в шести разделах. К биотопливу предлагают относить биоэтанол, биотоплево моторное и дизельное, смешанное топливо. К компонентам, изготовленным с биологического сырья, для смешиванья с традиционными видами топлива, отнесли биоводород, биогаз и другие.

«Украинский рынок представляет собой огромный потенциал для производства биотоплива. Так, по данным Министерства аграрной политики потенциал производства биодизеля составляет 1 миллион тонн в год, а биоэтанола — 2 миллиона тонн. К сожалению, на данный момент производиться всего лишь 100 тысяч тонн в год биодизеля, а, биоэтанола — чуть больше 200 тысяч тонн. Тоже касается и биогаза, потенциал его производства на фермерский предприятиях — 2,45 миллиона тонн условного топлива. А из теоретических 3000 тысяч биогазовых установок (согласно оценкам экспертов) работают единицы», — рассказывает директор Европейско-украинского энергетического агентства Елена Рыбак.

По ее словам, достигнуть намеченных цифр пока препятствуют факторы политического и экономического характеров. «В первую очередь — это политические решения, — уточняет Елена Рыбак. — На сегодняшний день в работе два законопроекта по стимулированию развития рынков биодизеля и биоэтанола. Если законы будут приняты, то Украина задекларирует цели по использованию биотоплива в транспортном секторе, которые могут составить до 80% биодизеля к 2015 (пропорционально количеству производимого дизеля) и 30% биоэтанола (пропорционально производству бензина)».

Однако же при текущей ситуации, Украина пока что исполняет исключительно роль поставщик биосырья, говорит она. Как объясняет Рыбак, Европейский Союз в 2008-2009 годах импортировал 2,3 миллиона тонн рапса из Украины за 1,35 миллиарда долларов. Это происходит потому, объясняет эксперт, что рапс или рапсовое масло, из-за высоких цен на мировом рынке, выгоднее экспортировать в «сыром» виде. Производство биоэтанола без дотаций и субсидирования для внутреннего рынка экономически не привлекательно, поясняет она. Потенциально, производство биогаза из органических отходов, может иметь больше экономической целесообразности, но для этого нужно решить вопросы с зеленым тарифом, лицензированием и так далее, подытоживает Рыбак.

Наталия БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ