Чтобы любить - надо знать, а чтобы проникнуть в такую тонкую и необъятную, величественную и многогранную вещь, как язык, надо его любить.
Василий Сухомлинский, украинский педагог, публицист, писатель, поэт

ФЛП: «взрывоопасная история»

Почему за инициативу Министерства социальной политики Украина может заплатить 3% ВВП?
19 февраля, 2019 - 18:58
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Правительство хочет прикрыть такую форму оптимизации уплаты налогов, как ФЛП. В частности, Министерство социальной политики предлагает запретить использовать гражданские отношения между компанией и физическим лицом-предпринимателем вместо найма такого человека на работу.

Соответствующий проект закона министерство опубликовало на своем сайте. Авторы документа предлагают дополнить Кодекс законов о труде новой статьей — «Признаки наличия трудовых отношений».

В статье будут прописаны 7 критериев, которые указывают на трудовые отношения между двумя лицами.

Наличия одновременно любых трех из указанных критериев будет достаточно, чтобы отношения признали трудовыми, а работодатель заплатил за каждого неоформленного сотрудника штраф в 30 минимальных заработных плат (более 125 тысяч грн по состоянию на февраль 2019 года).

IT-индустрия выступает против изменений к Кодексу законов о труде, которыми правительство хочет «прикрыть» схему с трудоустройством ФЛП.

И. о. директора ассоциации «IT Украины» Дмитрий ОВЧАРЕНКО говорит, что для украинской IT-индустрии законопроект Минсоцполитики неприемлем.

«Обратите внимание на название законопроекта: «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления защиты прав работников». Это лицемерие. Вы слышали когда-либо массовые заявления айтишников о нарушении их трудовых прав?» — спрашивает Овчаренко.

По его словам, истинная цель Минсоцполитики — внедрить еще один способ наживы на бизнесе. Для справки, за последние два года количество специалистов в топ-50 крупнейших ІТ-компаний выросло более чем на треть — с 43 тыс. до 58 тыс. Две компании пересекли порог в 6 тысяч специалистов. Темпы роста стали рекордными за последние пять лет. Часть IT-индустрии в украинской экономике составляет 4% ВВП. Раньше в GlobalLogic спрогнозировали рост IТ-рынка в Украине на 20% по итогам 2018 года — более чем до 4 млрд долларов. Выручка IT-компаний Украины и ее соседей растет в 4—5 раз быстрее, чем средняя в мире.

Руководство Минсоцполитики утверждает, что цель изменений к Кодексу законов о труде, которыми правительство хочет «прикрыть» схему с трудоустройством ФЛП, — легализация трудовых отношений. И направлена она, прежде всего, на крупный бизнес, а не на IТ.

«Я хочу успокоить: о физических лицах-предпринимателях речь не идет. Они как работали, так и будут работать, но тех, кто пытается использовать эти государственные механизмы для минимизации своих платежей в бюджет, — с ними мы будем бороться, что бы они о нас ни говорили», — сказал Рева.

Он объяснил, что «речь идет о тех работодателях, которые пытаются минимизировать свои налоговые выплаты, используя инструменты, которые государство дает не в поддержку большого бизнеса, а в поддержку бизнеса малого».

«Когда они, используя эти государственные механизмы, направленные для мелких предпринимателей, минимизируют свои собственные затраты на уплату налогов, то они в первую очередь обворовывают своих работников...» — отметил Рева.

Премьер-министр Владимир Гройсман заверил, что правительство не рассматривало инициативу Министерства социальной политики, а законопроект всего лишь выставлен на обсуждение общественности.

Но уже само появление этого проекта вызвало настоящую бурю в обществе. Социальные сети изобилуют огромным количеством демотиваторов и мемов наподобие «правительство додолбалось к мышам» или « «винницкая школа экономики отрицает кривую Лаффера»...

Представители бизнеса и ряд экономистов выступили с резкой критикой законопроекта. По их мнению, он не учитывает современные реалии ведения бизнеса и новые формы сотрудничества для креативных профессий. Их оппоненты апеллируют к неравным правилам игры и дисбалансам в экономике.

Неожиданно сторонник либертаринского подхода в государственной экономической политике, который характеризуется послаблением роли государства в регулировании рынка и снижении уровня перераспределения ВВП через бюджет, почетный президент Киевской школы экономики Тимофей МИЛОВАНОВ оказался на стороне приверженцев инициативы правительства «закрутить гайки» ФЛП.

«ФЛП. Правительство предлагает штрафовать за использование ФЛП для уклонения от налогов. Как экономист, я поддерживаю такое предложение», — написал он в своем посте в социальной сети «Фейсбук».

По мнению Милованова, ФЛП «создают неравные правила игры на рынке, заводят экономику в тень, делают невозможным развитие финансовых рынков» и даже «искажают распределение талантливых людей».

«Действительно, в определенных отраслях легко использовать ФЛП для трудоустройства (например, IТ или юридическая практика), а в других — нет (промышленность). Таким образом, разные отрасли платят разные ставки налога. Это искажает распределение талантливых людей. Они идут в работать в IТ, а не в промышленность частично и потому, что налоги в IТ меньше. Результат — промышленность не развивается, и страдает вся экономика...» — пишет Милованов.

По словам почетного президента КШЭ, ФЛП даже мешают развиваться банковскому рынку Украины. «Компания, построенная на ФЛП, не может полностью показать банкам и другим кредиторам свою бизнес-модель. Сотрудников нет, есть контрагенты ФЛП. Банк не понимает, где настоящий бизнес, а где очковтирательство для уклонения от налогов. Поэтому компаниям, построенным на ФЛП, сложнее получать финансирование от банковской системы, которая требует прозрачности бизнес-модели. Результат — увеличение внебанковского, неформального и непрозрачного финансирования. На уровне всей экономики это приводит к отсутствию развития финансовых рынков», — убеждает Милованов.

Экономист Михаил Кухар раскритиковал позицию Милованова и процитировал главное, что, по его мнению, заложили в историю успеха США отцы-основатели: «SMALL GOVERNMENT! Правительство должно быть маленьким, чтобы не приходилось на него тратить слишком много налогов! Перед тем, как повысить хоть один налог — оно должно стать перед вами на колени и умолять вашего согласия на это, объясняя, на что оно собирается потратить лишние деньги! А без вашего согласия власть НИКОГДА не имеет права этого делать (повышать налоги)!»

Интересно, что давний оппонент Милованова и сторонник неокейнисианской экономической школы, которая как раз отстаивает позиции умной силы государства в экономической политике, председатель комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор ГАЛАСЮК очутился в лагере тех, кто как раз выступил резко против инициативы министра социальной политики. Детали — прямой речью в комментариях к этому материалу.

КОММЕНТАРИИ

«У ГОСУДАРСТВА ЕСТЬ ДВА ВЫХОДА»

Тарас КАЧКА, общественный деятель, уполномоченный по вопросам предпринимательства при Государственной фискальной службе Украины:

— Не согласен, что действующая упрощенная система налогообложения ФЛП является нечестной конкуренцией. Напротив, она выравнивает условия конкуренции с большим бизнесом, которому доступны другие механизмы оптимизации налогообложения, доступные большому бизнесу, в том числе использование оффшоров.

Проблема упрощенки в том, что она является видимой и понятной всем частью айсберга несправедливой системы налогообложения. Несправедливой не с точки зрения защиты бизнеса, а с точки зрения общества в целом.

Очевидно, достижение этой справедливости будет требовать увеличения налоговой нагрузки на ФЛП, равно как и перекрывание схем уклонения от уплаты налогов и деоффшоризации. Как это сделать, не искалечив экономику, — отдельная сложная тема. И не только в Украине.

Но точно не через налог на выведенный капитал — это было бы для украинского общества все равно что для католической церкви избрание Папой Борджиа-младшего.

Вторая проблема упрощенки — она является видимой элементом трансформации оплота современного общества — института наемного труда. Эта действительно справедливая система для экономики 20-го века переживает кризис. Она слишком стоимостна и для классической индустрии, и для новой экономики услуг, и для государства, которое руководит главным элементом системы наемного труда, — пенсионным фондом.

Опять же, проблема не только украинская. В той же Польше огромная проблема umow smieciowych — то есть оплаты труда не через трудовой договор, а через гражданский, без уплаты взноса в пенсионную систему ZUS.

У государства есть два выхода. Либо силой загонять экономику в старую систему, как это делает Польша и как предлагает делать министр Рева. И это в действительности контрпродуктивно, потому что люди мобильнее государства и все равно сбегут. Если ни в теневую экономику, то за границу.

Или же искать новый социальный баланс в экономической сфере, реформируя пенсионную систему и утверждая новые общественные институты. Что также является отдельной сложной темой.

«ЭТО УБЬЕТ УКРАИНСКОЕ IТ. И ВОТ ПОЧЕМУ»

Александр ИВАНОВ, администратор Украинской Википедии:

Этот шаг если не похоронит IТ-индустрию, то нанесет ей непоправимый вред. И я ниже объясню почему.

1. Это очень удобно иметь ФЛП для IТ-шника. IТ — это глобальная высококонкурентная отрасль, и то, что ты предприниматель, позволяет тебе или работать на полную ставку на какую-то компанию, а на следующий день или даже параллельно взять конктракт где-то в Австралии или в Нидерландах и предоставлять свои услуги. Это все легально и платятся налоги. Это дает гибкость украинским специалистам и минимизирует бумажную волокиту.

2. Иметь ФЛП удобно, чтобы получить бизнес-визу B1/B2 в США на 10 лет. Это позволяет кататься в Кремниевую долину или Нью-Йорк и напрямую общаться с заказчиками. Рабочую визу в США H1/B1 получить нереально (там лотерея и куча требований), по туристической или учебной визе ты не поедешь заниматься бизнесом, потому что это нелегально.

3. Низкий налог 5% — это очень привлекает и держит львиную долю IТ-шников в Украине. Мне едва ли не ежедневно поступают в LinkedIn предложения работы в других странах с бонусами, помощью с жильем и переездом. Многие украинские IТ-шники выехали за границу, поработали несколько лет и вернулись в Украину, потому что здесь в целом неплохие условия.

4. Низкий налог уменьшает цену украинских программистов как для аутсорса, так и для разработки внутренних продуктов. Это усиливает конкурентоспособность украинских программистов в мире. Сейчас миром украинские программисты воспринимаются как относительно недорогие и качественные.

5. IТ — это глобальная отрасль, и страны конкурируют за качественных специалистов. В Украине это едва ли не единственная отрасль, где мы выдерживаем конкуренцию на глобальном рынке и показываем неплохие результаты. IТ — это едва ли не единственная несырьевая отрасль экономики и не единственная ли большая высокотехнологическая отрасль (другие либо загнивают, либо в зародышевом состоянии пока). IТ генерирует 4% ВВП и дает 1—3% наполнения бюджета. Это мощный канал захода валюты в страну, которая к тому же напрямую вливается в экономику и генерирует целую индустрию товаров и услуг.

Теперь что будет, если убрать ФЛП и взвинтить налоги до 30%-40% для IТ-шников?

Многие специалисты не выедут сразу, но начнут присматриваться к предложениям работы за рубежом. Будут уезжать постепенно, но стабильно. Лучше платить 30% налогов в Мюнхене, Амстердаме, но получить качественный прыжок в уровне жизни и уверенность в завтрашнем дне, по сравнению с Киевом. IТ-шник может жить в Таиланде, наслаждаться морем и пальмами и работать отдаленно. IТ-шники не имеют особых языковых или культурных барьеров, в большинстве цивилизованных стран достаточно знать английский (я знаю, потому что прожил более 6 лет в разных странах).

Думаю, из-за угроз, проверок, штрафов, наездов, маски-шоу (а это будет) также переедут большие компании или представительства и перевезут большинство своих сотрудников.

То, что будет активный выезд — это совершенный факт. Количество IТ-шников может остаться таким же за счет притока молодых в отрасль, но выедут опытные. Качество украинского IТ упадет, а цена вырастет, и это повлияет на будущие контракты и заказы. Никто не хочет работать с китайскими или индийскими программистами из-за низкого качества, а хотят с украинскими. Это может измениться.

Так же вера украинских IТ-шников в то, что в нашем государстве можно прожить достойную жизнь, накопить капитал и вложить в свое дело, упадет. Она и так низкая, а так можете забыть о нашей внутренней индустрии IТ. Сейчас украинцы отдают преимущество регистрировать свои IТ-компании в Польше, Эстонии, Швейцарии, США. А после этого точно никто не захочет открывать свои стартапы или компании в Украине. Аутсорс останется и будет себе прозябать.

Поэтому здесь классическая проблема социалистов, которые стреляют себе в ногу и искренне не понимают, как так — в самой богатой нефтью стране Венесуэле дефицит еды, бензина и других базовых продуктов. И Ревы с другими социалистами не понимают, что лучше иметь 5% от миллиардов, чем 30% от миллионов.

«ПРОКРУСТОВО ЛОЖЕ» ДЛЯ ЭКОНОМИКИ

Виктор ГАЛАСЮК, председатель комитета ВРУ по вопросам промышленной политики и предпринимательства:

— Правительство готовится объявить войну ФЛП. В действительности члены правительства с МВФ давно вынашивали эту идею. Но не осмеливались. У этих же «ума хватит» попытаться, потому что они в патовой ситуации. Создавать условия для развития не умеют, экономика едва дышит — ищут, где еще «закрутить гайки». В первую очередь правительственная «инициатива» ударит по IТ-шникам и сервисным индустриям.

$4 млрд IТ-аутсорса — это немалый 3-процентный ломоть украинской экономики, который мы рискуем потерять из-за жадности и близорукости правителей. IТ-шники используют механизм ФЛП-подрядов для легальной оптимизации налогов. Это их конкурентное преимущество, которое правительство хочет забрать, «сделав равные условия для всех». Но такой неолиберальный подход — полная дурость! Тысячи раз акцентировал, что одинаковые условия налогообложения для разных индустрий, отраслей, видов деятельности — прокрустово ложе для экономики!

В промышленности з/п в себестоимости — 10%, в сельском хозяйстве — 9,3%. Для них ПДФО и ЕСВ вовсе не критично. В отличие от IТ, R&D, BPO и креативных индустрий (дизайн, медиапродакшн, консалтинг), где фонд оплаты труда достигает 60-70% себестоимости! Выдавить эти «человекоемкие» виды деятельности из «упрощенки» на общие условия, не предложив сопоставимую альтернативу — значит сделать их неконкурентными. Беларусь вообще давно установила IТ-шникам в Парке высоких технологий специальную, значительно ниже общей, ставку налога на доходы — 9%. Ведь они конкурируют за рабочие места программистов, а не за кредиты МВФ!

Я убежден, что налогообложение (как и регулирование экономики в целом) не должно быть нейтральным — одинаковым для всех видов деятельности, для «сырьевой экономики» и «экономики интеллекта»! ІТ-индустрия и креативная экономика в целом заслуживают ЛЕГАЛЬНУЮ СТИМУЛИРУЮЩУЮ МОДЕЛЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. Чтобы: а) быть конкурентными в мире; и б) не прятаться за ФЛП и не бояться правительства и МВФ.

Алла ДУБРОВЫК-РОХОВА, «День»
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ