Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Как по лезвию ножа»

Ограничения по забастовкам приводят к наращиванию их активности — предупреждают профсоюзы
23 марта, 19:53
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

У правительства Украины и у отечественных профсоюзов несколько разные взгляды на социально-экономическую ситуацию в стране. Так, премьер-министр Владимир Гройсман недавно на заседании Национального трехстороннего социально-экономического совета сообщил, что количество вакансий в Украине выросло на 47%. «И это, хочу подчеркнуть, только начало. Четыре миллиона украинских граждан уже по январю месяцу получили более высокую заработную плату», — отметил премьер. Между тем у украинских профсоюзов другое мнение. Несмотря на значительные расхождения во взглядах, которые сохраняются в разных объединениях нанятых работников, в среду они продемонстрировали единство в том, что касается практики применения забастовок как конституционных методов борьбы трудящихся за свои права.

«В достаточной ли степени применяют профсоюзы забастовки в деятельности, направленной на защиту своих членов, — спрашивает глава Федерации профсоюзов Украины Григорий Осовый и отвечает: — Недостаточно, и причин этому немало. Это и законодательный аспект о порядке решения коллективных трудовых конфликтов, который так забюрократизировал проведение процедур примирения и арбитража, что до начала забастовки должно пройти 40—50 дней, даже тогда, когда проблема является архиважной и нуждается в немедленном решении. Люди истощаются в течение такого срока и не доводят начатое дело до конечного результата». Осовый предлагает размежевать забастовки. Те, которые проводятся в связи с нарушением прав, по его мнению, должны иметь «достаточно быструю процедуру рассмотрения и реагирования на явление».

«И даже в тех отраслях и на предприятиях, где закон запрещает проводить забастовки,  должны работать эффективные механизмы государственного влияния на урегулирование конфликта, — отмечает профсоюзный функционер и добавляет: — Сегодня такого нет». «Если же забастовка происходит на основаниях учета интересов, — продолжает Осовый, — например, речь идет о повышении заработной платы на 50%, а работодатель не соглашается с этим, то здесь есть место и время для того, чтобы провести соответствующие дискуссии, процедуры примирения и арбитража, чтобы выяснить экономические основания и возможности»... А там, где есть нарушения прав, мы считаем, должно быть безотлагательное реагирование», — повторяет глава Федерации профсоюзов и рассказывает, что ею разработан соответствующий законопроект. По его словам, одно из его новшеств заключается также в том, чтобы был отменен запрет забастовок, содержащийся в 18 действующих законах.

Говоря о социально-экономической ситуации в трудовых коллективах, Осовый ссылается на итоги недавних социологических опросов, проведенных среди 1800 рабочих индустриального сектора Институтом социологии НАНУ. На наличие трудовых конфликтов указал каждый пятый работник. По данным опроса всего один из 10 конфликтов заканчивался удовлетворением требований рабочих, то есть 90% конфликтов не давали желаемых людям результатов. 33% конфликтов решались в интересах администрации или компромиссом и в 23 случаях из ста — безрезультатно. Из этого Осовый делает вывод, что прописанные законодательством механизмы не могут эффективно решать коллективные трудовые споры и конфликты.

Да и у людей не всегда есть стремление бороться за свои права, считает лидер самое крупного в Украине профсоюзного объединения. «Каждый третий возмущается нарушением своих прав, но боится их отстаивать, — рассказывает он, — почти каждый второй (47%) вынужден терпеть, потому что не видит возможности защитить свои права. И только каждый десятый, или 12%, отстаивает свои права всеми доступными средствами». За три последних года, отмечает глава Федерации, «у нас было всего 48 забастовок на всю большую нашу страну, причем большинство из них провели шахтеры. А на предприятиях Украины — более 80 тысяч профсоюзных организаций». Он отмечает, что забастовка — это сложная процедура, которую нужно уметь профессионально подготовить и провести, хотя бы для того, чтобы забастовка не была признана незаконной и чтобы рабочие или активисты из-за этого не пострадали.

«Мы попытались выяснить, можно ли у нас на предприятиях забастовать, и что за это будет, и за какой срок можно пройти предусмотренные законодательством процедуры, — рассказывает глава Конфедерации свободных профсоюзов Украины Михаил Волынец и уточняет данные Осового: — Для этого должно пройти 56 дней. Главная преграда там, где закон говорит о формировании трудового арбитража при согласии сторон. Только через 10 дней после его создания можно двигаться дальше по процедуре. А если не удалось его создать? Сколько месяцев нужно и можно ожидать, чтобы начать забастовку? Наши законы — это рамки, грубо говоря, это путь в стойло. Стоит нарушить процедуру, и ты виновен. Тебя вызывают в суд, могут наказать, могут уволить. И для нас очень важно научиться ходить по лезвию ножа, чтобы людей не подставлять. Поэтому в тех случаях, когда людям не платили зарплату и стихийно начинались забастовки, а профсоюз брал на себя за них ответственность, работодатель имел возможность подавать в суд. Тем не менее мы объясняли, что это стихийная забастовка и что работодатель ее спровоцировал, нарушив законодательство и не выплачивая зарплату. И потому нам за это ничего не было. Мы доказывали, что речь идет о нарушенных правах людей на вознаграждение за труд».

Волынец анализирует законопроект, о котором говорил Осовый и, называя его законопроектом народного депутата Сергея Каплина, который является представителем Федерации профсоюзов в парламенте, отмечает, что документ предусматривает отмену запрета на проведение забастовок на транспорте и в других отраслях. «Мне не понятно, — отмечает Волынець, — почему остается запрет, скажем, для полицейских — они же такие же люди». Он также удивлен, почему нет предложений об уменьшении сроков на тех же 56 дней и не снят такой часто-густо просто непроходимый барьер, как трудовой арбитраж. Сам законопроект он называет «популистским» и просит Каплина разъяснить, что позитивного несет потенциальным забастовщикам этот законопроект.

«Ничего не остановит забастовку, время для которой наступило, — считает вице-президент Профсоюза ассоциации летного состава гражданской авиации Украины Вениамин Тимошенко, —  ограничение по забастовкам приводит именно к нарастанию их активности. Это мы видим на примере Китая. Поэтому упрощение законодательства о забастовках создает определенные правила игры для сторон социального диалога и дает гарантию стабильного развития страны в целом. Если у людей нет легальной возможности использовать право на забастовку, то они прибегают к правовым мероприятиям». Функционер считает, что на данный момент в украинском парламенте отсутствует политическая воля к упрощению законодательства о забастовках. Он отмечает, что в Украине практически не применяются такие употребимые в международном профсоюзном движении инструменты борьбы за свои права, как предупредительная забастовка или забастовка солидарности. «Бастовать в принципе никто не хочет. Это крайний случай самозащиты своих прав. У нанятых работников кроме него для своей защиты ничего нет», — настаивает Тимошенко.

Народный депутат Сергей Каплин говорит о потенциальной бесперспективности дискуссии о забастовках, но считает, что на эту тему нужно говорить, чтобы люди видели, «что огонек получения права на забастовку еще теплится». «Украинец вопреки интересам своего государства и нации никогда не выйдет протестовать, — утверждает народный избранник и добавляет: — Мы в этом понимании уникальная нация». Он считает необходимым сформировать пакет жестких условий к Верховной Раде и к политическим элитам страны и спланировать мощную кампанию на защиту наших требований. «Это работает только при одном условии, когда мы выводим десятки и сотни тысяч людей на улицы, — предлагает Каплин, — тогда мы будем иметь блестящие и необходимые стране результаты».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать