Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Каждому муниципалитету — по энергоменеджеру!

Анатолий КОПЕЦ: Наши города «светятся» от энергетических дыр
04 марта, 19:41

После подписания в нынешнем году газовых контрактов с Газпромом, с должниками за газ в Украине начали бороться значительно жестче. Тем не менее, как уже заявлял Нефтегаз, именно из-за долгов населения у него могут возникнуть проблемы с выполнением своих обязательств перед россиянами. Это же в перспективе может привести и к дальнейшей 100%-й предоплате за газ для Украины. В подобных условиях вопрос сбережения энергетических ресурсов, поиск альтернативы газа и тому подобное должны стать приоритетом в работе не только руководства государства, а и местных органов власти. Тем более, что после «газовой войны» слово «энергоэффективность» среди украинцев стало достаточно популярным... Впрочем, вместо этого мы наблюдаем небольшую активность в плане построения собственных «местных» э нергетических стратегий. Почему так сложилось, и как преодолеть «стену непонимания» между понятием энергосбережения и органами местной власти, «День» поинтересовался у исполнительного директора Ассоциации «Енергоефективні міста України» Анатолия КОПЦА.

— Работа по развитию и внедрению на местном уровне реалистических стратегий и планов разумного использования энергии идет не так бойко, как хотелось бы. Подтверждением этого является и небольшое количество участников Ассоциации «Енергоефективні міста України», в составе которой сейчас всего 14 городов. Почему так? Неужели роль и место местной власти в энергетической безопасности и стабильности государства украинцами еще не осознана?

— На сегодняшний день видение этой роли принципиально меняется, при чем очень быстро... Но началось все с Европейского Союза, где наиболее выразительным проявлением такого изменения стала инициатива Европейской комиссии по подписанию Соглашения мэров об стабильном энергетическом развитии городских территорий и защите климата. Это беспрецедентная акция, когда Европейская комиссия обратилась непосредственно к муниципалитетам как субъектам, которые решают энергетическую судьбу ЕС.

Давно известны оценки того, что большая часть энергии, попадающей на территорию любой страны, потребляется в основном в городах. По различным данным, эта цифра колеблется от 70% до 80%. То есть, те субъекты, на территории которых потребляется энергия, на самом деле и должны были бы определять политику этого потребления.

Сложившееся представление о том, что рост объемов производства и потребление энергии на территории автоматически приводит к экономическому росту, давно устарело! Ученые доказали, что для того, чтобы экономика росла, совсем не обязательно наращивать энергопотребление. Более того, последняя концепция энергетического развития, которую приняли в Европе, основывается на том, что даже в условиях сокращения потребления энергоресурсов можно добиться роста экономики, увеличения количества рабочих мест и улучшения экологической среды. Это абсолютно новый тезис в теории экономического развития.

— А какие шансы для закрепления этих представлений в Украине?

— Дело в том, что у нас аксиомой было то, что экономическое развитие общества невозможно без увеличения добычи топливно-энергетических ресурсов. На это было ориентировано все... В теории развитого социализма доказывалось, что цену на энергоресурсы можно держать какой угодно низкой, и это как будто способствовало экономическому росту. На самом деле, это способствовало только одному — люди потеряли ощущение реальной значимости, реальной стоимости энергии, энергоресурсов. И жили в условиях «кривых зеркал», когда цена не отображала ничего — ни реальных затрат на добычу, доставку и переработку этих энергетических ресурсов, ни реальных потерь для экономики и окружающей среды, от расточительности в потреблении этих ресурсов. Это заложено везде: взять хотя бы проекты строительства домов, которые были утверждены как типовые и строились во всех городах государства. Если дом спроектирован так, что он «светится» от энергетических дыр, то это проблема...

Проблема потому, что, в принципе, это все могло продолжаться и дальше, если бы ресурсы на планете не заканчивались. А они с ростом количества населения на Земле, иссякают все быстрее и быстрее. И дата, когда будет выкачан последний кубометр газа, уже известна. Это будет приблизительно через 30 лет. Поэтому большое удивление вызывают все эти «стратегические бои» за поставки «дешевых» энергоресурсов, если известно, что они очень скоро закончатся. Нам нужно бороться за другое — чтобы фонд сооружений всей страны привести к новым энергосберегающим стандартам. Тех, которые сейчас доминируют в странах ЕС.

Почему мы говорим о домах. Потому, что большая часть энергии, добытой людьми, потребляется именно в домах: жилых, не жилых, офисах коммерческого назначения... На это идет около 40% всей энергии, которая попадает на территорию соответствующего населенного пункта. Это основная категория потребителей, с которыми и нужно было бы работать, развивать относительно них энергетическую стратегию... Если этим не заниматься, то может сложиться парадоксальная ситуация, когда в городе будет построена идеальная система теплоснабжения с новыми котлами и теплотрассами, но их услуги не в состоянии будут оплачивать жильцы в «дырявых» домах!

Если местные органы власти не способны будут предусматривать и планировать будущее для потребителей и производителей энергии на соответствующей территории на очень детальном уровне и с учетом глобальных тенденций, то все программы преодоления энергетического кризиса не будут стоить и бумаги, на которой будут написаны.

Возьмем хотя бы энергетическую стратегию Украины. Еще не успели чернила высохнуть, когда последний ученый поставил точку под документом, как он уже устарел. Прошло несколько лет, и стратегия, которая должна была охватить перспективу до 2030 года, стала уже не реальной для выполнения. И все об этом говорят, но «тихо», чтобы не привлекать лишний раз внимание к этому полуфабрикату.

Способны ли мы на сегодняшний день строить стратегии стабильного энергетического развития на национальном и местном уровнях, о которых сегодня говорит современная Европа? Нет. Для того, чтобы строить такие стратегии, нужна очень точная, подробная информация о том, где, как, почему и сколько энергии потребляется сегодня и будет потребляться завтра... А мы на сегодняшний день просто не в состоянии это все ни просчитать, ни спрогнозировать! Стратегии у нас начнут разрабатываться только тогда, когда на местах появится достаточный информационный, интеллектуальный потенциал, который во всяком случае обеспечит разработчиков стратегии адекватной информацией.

— Однако почему, по вашему мнению, в Украине так мало желающих среди местных органов власти хотя бы попробовать сделать собственное энергопотребление более рациональным и прогнозированным и сотрудничать на этом пути с такими организациями, как ваша?

— Спасение утопающих — дело рук самых утопающих. И мы только ищем энтузиастов среди местной элиты, которые понимают, о чем речь идет...

— И много таких, которые понимают?

— В 2007 году это были четыре города: Львов, Каменец-Подольский, Бердянск и Славутич, которые первыми откликнулись, увидели «рациональное зерно» и решили — а почему бы и не попробовать на уровне наших городов воплотить в жизнь те методы, подходы к решению энергетических проблем, которые практикуют наши европейские соседи. Они решили объединить усилия для того, чтобы иметь возможность более квалифицировано использовать знания и опыт, накопленные в странах ЕС.

Что касается численности, то Ассоциация не ставит целью добиться максимального количества членов. Для нас более важно качество. Конечно, мы хотели бы иметь больше членских взносов... Но дело в другом. Мы хотим создать своего рода интеллектуально-энергетическую элиту в лице местных органов власти, которые умеют решать энергетические проблемы лучше, чем это делает сегодня региональная и центральная власть. Также мы хотим подойти к процессу органично, т.е. двигаться от простых вещей к более сложным, поэтапно осваивая более сложные и новые технологии. А для этого нужно правильное видение проблем и путей их решения, а также политическая воля. Если нет видения и воли — процесс в городе можно и не начинать.

— Не заинтересовал ли пример подписания Соглашения городских глав о стабильном энергетическом развитии другие украинские города, и не проявил ли кто-то желание «на волне фурора» присоединиться к Соглашению или хотя бы к Ассоциации?

— Что касается Соглашения, то контактов или выразительных сигналов, которые бы свидетельствовали о большом желании других городов присоединяться к нему, на самом деле не было. Новой очереди желающих я пока что не наблюдаю... Часто звонят с вопросом, можно ли стать членом Ассоциации, но не платить членские взносы. Это очень распространено...

— А можно?

— Мы объясняем это очень просто: поскольку мы организация, которая существует исключительно на членские взносы наших городов-членов, то было бы очень странно, если бы средства одного города, который платит членские взносы, выделялись для того, чтобы помочь другому, который их не платит.

— Можно ли утверждать, что такое поведение местной власти — результат отсутствия соответствующих знаний, политической воли и дефицита энергоменеджеров на местном уровне?

— На самом деле, да. Если бы местная власть полностью была обеспечена соответствующими знаниями, необходимым инструментарием и кадрами, то, вероятно, она могла бы решать эти проблемы. Не лишним было бы и укрепление финансовой базы органов местного самоуправления в Украине...

— Если говорить о причинах такой низкой активности среди местной власти в вопросах энергоэффективности, какие из них наиболее распространенные и наиболее абсурдные?

— Тяжело сказать. Всегда можно придумать аргументы, почему что-то не хочется делать. Но мне кажется, что за всем этим просто стоит непонимание ситуации... Часто, например, ссылаются на то, что не могут ввести должность энергоменеджера из-за отсутствия соответствующей должности в штатном расписании, нехватки средств на ее содержание. Хотя на практике доказано, что энергоменеджер зарабатывает не только для себя, а и для целой бюджетной сферы. Яркий пример — Каменец-Подольский. Когда там внедрили компьютеризированную систему ежедневного энергомониторинга, город, который расходовал за год около 10 миллионов гривен на приобретение энергоресурсов, сэкономил 1,4 миллиона гривен. Из этих средств выплатили зарплату не только энергоменеджерам, а и фактически по всей бюджетной сфере. Интересный пример и немецкого города Штудгарт. Там отслеживали эффект увольнения энергоменеджеров с работы. Оказалось, что это привело к увеличению расходов города на энергию на 12%. Разница очевидна, поэтому они сразу же восстановили все сокращенные должности энергоменеджеров.

— Как, по вашему мнению, нынешняя ситуация с массовым отключением отопления сможет повлиять на желание (и на реализацию этого желания) местных организаций реформировать свою энергетическую политику?

— Во всяком случае, относительно желания, наверное, да. Потому что, чем более острый конфликт, тем большее желание выйти из него. Но наша практика подтверждает, что одного желания мало. Нужны планы действий, четкое видение, куда нужно идти и что делать.

— Ваш прогноз ситуации с состоянием ЖКХ в регионах, если ближайшим иногда вышеупомянутые реформы в энергетической сфере не будут проводиться?

— Прогнозы очень неутешительные. Потому что я не верю, что найдется такой центральный орган власти, который решит данную проблему для всех. Это все должны делать местные органы власти при умной и действенной поддержке центральных органов власти. Если они окажутся не в состоянии решить этот вопрос, то, к сожалению, ситуация будет ухудшаться.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать