Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Кто не готов к детенизации?

При полном охвате бизнеса кассовыми аппаратами теневой сектор экономики может уменьшиться до 10% ВВП, — эксперт
23 марта, 10:51

Украинская власть имеет сегодня не так уж много вариантов, чтобы наращивать валовой внутренний продукт. (В связи с торговой блокадой ОРДЛО Национальный банк Украины пересмотрел макропоказатели на 2017 год, ухудшив прогноз роста ВВП страны с 2,8% до 1,9%.) Едва ли не самый доступный из них — борьба с теневой экономикой и, в частности, в торговле сложной бытовой техникой.  По данным GFK, до 20% продаж планшетов, мобильных телефонов и ноутбуков находится сегодня в тени. Для фотоаппаратов этот показатель доходит до 25%, для холодильников и стиральных машин — до 15%, для телевизоров — до 10%, для мультиварок — до 13%, для пылесосов — до 18%.

Такие показатели приводят к тому, что бюджет лишается миллиардов гривен доходов. «Если допустиь, что лишь 15% продаж техники находится в тени, то в 2015 году (при общем объеме рынка бытовой техники и электроники в 47 миллиардов гривень) бюджет потерял 1,2 миллиарда гривень, в 2016 году — 1,35 миллиарда», — подсчитала координатор комитета бытовой электроники Европейской Бизнес Ассоциации Виктория КУЛИКОВА.

«Минимизация серого и черного импорта — самый сильный стимул для вендора (компании, выпускающей и поставляющей товары, продукты, услуги под своей торговой маркой) увеличивать инвестиции в рынок Украины. И чем скорее мы наведем здесь порядок, тем скорее вернемся к тем объемам, которые были у нашей компании в лучшие времена», — отмечает Александр ШАБАНОВ, представитель  компании LG, которая из-за проблемы теневого сектора существенно сократила свое присутствие в Украине.

По мнению членов Европейской Бизнес Ассоциации, на детенизации и легализации сектора продаж бытовой электроники должно очень положительно сказаться введение с 1 апреля всеми без исключения продавцами современных кассовых аппаратов или, в соответствии с официальной терминологией, регистраторов расчетных операций (РРО). Представители EBA добились изменений в проект постановления Государственной регуляторной службы о списке сложной техники на гарантии, для продажи которой РРО являются обязательными. «В частности, было принято решение исключить из этого перечня относительно недорогие товары массового потребления, которые продаются в подземных переходах, как, например, диски, флешки или лампы, — рассказывает Куликова. — В то же время, мы выступаем против того, чтобы вводить в этот проект дополнительно денежные ограничения. Например, о том, что  использование РРО не обязательно для товаров, которые стоят меньше, чем, например, пять тысяч гривень. Мы считаем, что недобросовестные субъекты хозяйствования будут использовать привязки к денежной сумме с тем, чтобы обойти требования законодательства».

«Мы открываем завод в Черкассах с инвестицией в $23 миллиона — это микроволновые печи, холодильники, другие изделия  — и мы, как производители, в первую очередь заинтересованы в детенизации, — говорит президент KTD Group, соучредитель коалиции «За детенизацию экономики» Александр ГРОМЫКО, — мы заинтересованы в честной конкуренции на рынке, в равных правилах игры для всех. И в мире ничего лучше не придумали, как защитить рынок с помощью кассовых аппаратов. Это — сквозная проверка рынка — от импортеров до точек продаж. Могу предсказать: уже через несколько лет мы все будем смеяться над тем, как трудно решалась эта проблема, поскольку  во всем мире кассовые аппараты используются уже давно и повсеместно».

Вводить РРО, уверен Громыко, необходимо на все товары. В Европе кассовые аппараты используют уже и на сельскохозяйственных рынках. Президент Порошенко, по словам активиста детенизации, рассказывал на Совете реформ, что коллега из Болгарии возил его на простой рынок, и там виноград продали с обычного прилавка. Но при этом выдали фискальный чек. А если у тебя нет кассового аппарата, и тебя никто не контролирует, то ты можешь играть по правилам анекдота про Василия Ивановича, рассказывает Громыко. В казино Чапаеву сразу же «пошла» карта, как только другие игроки сообщили, что они все друг другу доверяют... Точно такая же система работает сейчас у нас в отношениях между властью и предпринимателями, констатирует Громыко. Власть даже и без кассовых аппаратов «искренне» верит, что все продают не больше, чем на миллион гривень в год, а бизнес, естественно, декларирует, что так оно и есть. Хотя все видят, что у него двух- и трехэтажные магазины...

«Даже в том случае, если придут совершенно честные налоговики, то они не смогут бегать за каждой точкой продаж — им нужна прозрачная система контроля. А для этого не обойтись без системы контроля по всей цепочке, — уверен Громыко. — Мы предлагаем, чтобы не цеплять самых маленьких, стоящих на рынках, вводить кассовые аппараты везде, где торговая площадь больше 20 квадратным метров. Через несколько лет, я думаю, и это поменяется. В любом случае метраж легко проверить. А пресловутый миллион в год      — невозможно».

«В Европе сейчас озабочены другим, — продолжает Громыко, — как заставить потребителя требовать фискальный чек. Теневая экономика-то есть везде. И наша коалиция уже подготовила законопроект, в котором речь идет о мотивации требовательности покупателя. Есть итальянский сценарий, которым вводится штраф для покупателя (250 евро!), если вы не показываете финансовым карабинерам фискальный чек.  А точку тут же тоже штрафуют. Но уже на 500 евро. А со второго раза штраф возрастает до 5 тысяч евро или даже закрывают точку. Так уже поступают в ряде европейских стран. Есть еще грузинско-польский сценарий. Там потребителя мотивируют через лотерею — фискальный чек одновременно является и государственным лотерейным билетом».  «У нас не редкость случаи, когда чеки, выданные покупателю, на самом деле не являются фискальными и в налоговую не поступают, — добавляет предприниматель. — В Южной Корее нашли выход и для такой ситуации: покупатель может зайти на сайт  фискальной службы и проверить полученный чек. Если его обманули, он пишет соответствующее заявление и ему полностью возвращается стоимость покупки».

«Это самый действенный механизм», — уверен Громыко. Он говорит, что коалицией подготовлены пять законопроектов. «Если они будут приняты, то по нашим расчетам, теневая экономика с нынешних 38% упадет ниже 10% ВВП. И это не полтора миллиарда, это 150 миллиардов гривень в год. Мы к этому стремимся и хотим, чтобы власть нас поддержала, чтобы детенизировать экономику».

Эксперт по вопросам налоговой и бюджетной политики РПР Вячеслав ЧЕРКАШИН не полностью разделяет такой оптимизм. «Хотя кассовые аппараты уверенно шагают по всему земному шару», по его словам, мечта о теневой экономике в 10% пока нереальна не только для Украины, но и для других государств. Он считает возможным показатель в 14—15%, хотя стремиться к 10%, по его мнению, надо.  Однако его тут же поправляют: в скандинавских странах тень составляет  8—9%. Тем не менее, Черкашин поддерживает Громыко  и ссылается на решение конституционного суда Австрии. В ответ на обращение ряда бизнесовых ассоциаций этой страны, ставивших вопрос об ущемлении в ходе насильственной фискализации (введения РРО) свобод бизнеса и торговли, суд принял решение, что кассовые аппараты — это инструмент, позволяющий обеспечить детенизацию экономики.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать