У государей нет места для философии.
Томас Мор, английский писатель, философ, государственный деятель, лорд-канцлер, Святой Римско-католической церкви

Москва готовит рейдерский захват

Российские эксперты заявляют, что будут выпускать Ан-124 без Украины, потому что это... «давно уже российский самолет» и уже придумали, как обойти нормы международного права
6 июня, 2018 - 18:57

Россия хочет возобновить выпуск украинского «тяжеловеса» — военно-траспортный самолет Ан-124 «Руслан», кодовое имя НАТО — Condor. Но, чтобы обойти юридические нюансы и, соответственно, не платить владельцу авторских прав на авиасудно — ГП «Антонов» — будут выпускать его под новым брендом.

Об этом на днях заявил в интервью радиостанции «Говорит Москва» член комиссии при президенте России по вопросам развития авиации Юрий Сытник.

Сытник отметил, что инженеры планируют модернизировать авионику, конструкцию шасси, а также поменять у воздушного судна двигатели.

«По всем международным правилам мы должны нести эту марку — Ан-124, если мы не внесли существенных изменений в этот самолет. А сейчас будут вноситься изменения. И он пойдет уже под другим брендом. База Ан-124, но практически это будет другой самолет. И он уже может пойти как Ан-124 России, еще какие-то цифры придумают», — рассказал он.

ИСТОРИЯ

Ан-124 — это самолет-легенда. Он является самым крупным серийным грузовым самолетом в мире, а до появления Ан-225 «Мрія» был самым крупынм самолетом. Выпускался в СССР сначала на ГП Киевский авиационный завод «Авиант» и серийно в «АВИАСТАР-СП» в Ульяновске в Российской Федерации. С 2004 года не выпускался вообще.

Было построено всего 55 самолетов. На 2011 год в реестрах действующих — 46 машин (лишь половина из них являются гражданскими). 36 самолетов эксплуатируют в России (ВВС РФ — 22, авиакомпании: «Волга-Днепр» — 10, «Полет» — 4), 7 — в Украине («Авиалинии Антонова»), 1 — в ОАЕ и еще 2 — в Ливии. 4 самолета разбились в авиакатастрофах.

В 1985 году на самолете Ан-124 «Руслан» был установлен 21 рекорд мира, в том числе по грузоподъемности (171 219 кг на высоту 10750 м), а 6 мая 1987 года был установлен мировой рекорд дальности перелета по замкнутому маршруту (20 150,92 км).

Самолеты Ан-124 используются для перевозки локомотивов, яхт, фюзеляжей самолетов и многих других крупногабаритных грузов. Ан-124 имеет систему приседания опор шасси, что позволяет легко осуществлять загрузку.

В декабре прошлого года Украинский завод ГП «Антонов» заключил контракт с французской компанией Bollore на перевозку европейских спутников на Ан-124.  «35 лет назад в небо впервые поднялся Ан-124 «Руслан». Модель до сих пор одна из наиболее востребованных в классе тяжелых транспортных самолетов», — написал 24  декабря 2017 года в «Твиттере» Президент Украины Петр Порошенко.

А в 2018 году Ан-124 преодолел 3 613 км в течение 4,5 часов, обеспечив доставку главного обтекателя самой крупной в мире космической ракеты Falcon Heavy для ее своевременного запуска с космодрома на мысе Канаверал.

АМБИЦИИ И ПЛАНЫ РОССИИ

Отметим, что Россия не в первый раз заявляет о намерениях запустить «Русланы» в серийное производство. Еще в 2006 году была создана специальная государственная комиссия Ющенко—Путина, которая занималась изучением условий возобновления выпуска Ан-124.  Впоследствии к этому вопросу вернулись во времена президентства Виктора Януковича.  И после визита в Украину вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина, который был посвящен обзору военно-промышленного комплекса Украины (детальнее в материале «Дешифровка сигнала Рогозина» в «Дне» за 5 декабря 2013 года), Украина подписала договор с Россией  о государственной поддержке в возобновлении серийного выпуска Ан-124.

После незаконной аннексии Крыма и военной агрессии РФ на Донбассе руководство ГП «Антонов», которое является разработчиком супертяжелого  военно-транспортного самолета Ан-124 «Руслан», —  объявило о прекращении сотрудничества с российской стороной и начало замещать запчасти и комплементующие.

«Учитывая ситуацию, сегодня сложившуюся между Украиной и Россией, партнерство между ГП «Антонов» и российскими предприятиями остановлено. Поэтому наше предприятие не намерено приобщаться к программам российского авиапрома. Украинское самолетостроение ориентировано на сотрудничество с партнерами из других стран», —  ответили на запрос «Дня» в пресс-службе ГП «Антонов».

Потому ГП «Антонов» участия в российском проекте возобновления Ан-124 не берет и никто из специалистов предприятия не был к нему привлечен.  А без участия ГП «Антонов» выпускать самолеты этого семейства под маркой «Антонов» невозможно.

«Если речь идет о модернизации, то предусматривается внесение изменений в типичную конструкцию. При этом только разработчик самолета — «ГП Антонов» — обладает всеми техническими знаниями и необходимой информацией о конструкциях, свойствах, ресурсе, сроках службы и летной пригодности самолетов Ан-124-100, включая данные испытаний и анализов, необходимых для сохранения целостности конструкции», — подчеркивают в пресс-службе ГП «Антонов».

Тяжелый военно-транспортный самолет Ан-124 создавался по заказу Министерства обороны СССР опытно-конструкторским бюро Олега Констянтиновича Антонова (ныне— ГП «Антонов»), тяжелый общественный транспортный самолет Ан-124-100 (сертифицированный в 1992 году) был создан также ГП «Антонов». Следовательно, все интеллектуальные права на Ан-124, Ан-124-100, а также на их модификации, подчеркнули «Дню» в пресс-службе предприятия, —  принадлежат разработчику самолета — ГП «Антонов».

КИВА И МОСКВА

В России болезненно отреагировали на скепсис украинских авиаинженеров относительно способности россиян самостоятельно запустить самолет, подобный Ан-124, в серийное производство. 

Местные СМИ пестрят заголовками о том, что украинцы врут и «Руслан» давно уже стал российским самолетом.

Военный обозреватель газеты «Комсомольская правда», полковник в отставке Виктор БАРАНЕЦ в эфире радио Sputnik заявил: «Украинцы, КБ «Антонов», как и раньше, настаивают на том, что Россия не может продолжать работы с этим самолетом, поскольку это приведет к проблемам безопасности. А Россия говорит, что в этот самолет уже вложено столько труда и мозгов российских инженеров, техников, специалистов, что от того украинского Ан-124 остались одни очертания. Нельзя забывать, что две трети «Русланов», существующх сегодня в России, сделаны в Ульяновске — они сделали очень много, чтобы улучшить тактико-технические характеристики этой машины. Украинцы угрожают нам судебными исками, но дело в том, что машина Ан-124 за эти долгие годы эксплуатации и модернизации действительно почти на 95 % стала уже российской. Так что здесь их претензии безосновательны».

А издание «Московский комсомолец» (МК) даже нашло бывшего генерального конструктора и президента ГП «Антонов» Дмитрия КИВУ, чтобы он авторитетно успокоил россиян. И Кива, который с ноября 2016 года после увольнения с ГП «Антонов»    —  занимается созданием азербайджанской  авиационной промышленности в Баку, с этой функцией справился.

«России ничего не мешает возобновить производство Ан-124 на том авиазаводе, где он раньше собирался (в Ульновске. — Ред.)»  — заявил экс-ген-конструктор.  Необходимо только, если это будет новая модификация самолета, чтобы все было оформлено по авиационным законам, юридически правильно, грамотно, потому что это вопрос летной безопасности, подчеркнул  Кива.

КТО ЗАКАЖЕТ 30—35 «РУСЛАНОВ»?

По словам Кивы, для того чтобы возобновить производство в Ульяновске, если там осталась необходимое оснащение — стапели, краны, нужны не такие уж большие деньги. «Это мизерные, по авиационным мерками, средства. Приблизительно $100 млн, не больше. Если производить модернизацию самолета, то денег понадобится больше. Все зависит от того, какой вариант модернизации будет избран. С моей точки зрения, это не такие уж большие деньги, особенно с учетом стоимости одного самолета», — сказал Кива. 

По его словам, расходы на возобновление производства Ан-124 быстро окупятся, поскольку спрос на эти самолеты в мире большой.

«Самолет прекрасный с точки зрения техники. Ему жить и жить. Единственное, что нужно сделать,  — это поставить более современные двигатели, современную цифровую электронику», — сказал Кива. В качестве возможных вариантов модернизации он назвал использование двигателей General Electric или Rolls-Royce.

По оценке генконструктора, для того, чтобы в России при наличии соответствующей программы и финансирования для возобновления производства понадобится не более двух лет. «Два года, не больше. Документация вся есть, оснащение есть. Нужно только закупити все отсутствующее — материалы, оборудование, запустить программу и выпустить», — сказал Кива.

В ГП «Антонов» менее оптимистичны относительно окупаемости инвестиций в серийное производство «Русланов». «Изготовление такого самолета, как «Руслан», требует широкой кооперации и значительного финансирования. В строительстве этого самолета было задействовано около 300 предприятий и организаций СССР. Возобновление его производства на сегодняшний день будет требовать выполнения огромного объема научно-исследовательских работ по модернизации самолета. Ведь «Русланы» новой серии должны отвечать всем, довольно жестким, современным международным требованиям, в том числе экологическим. Такая идея детально изучалась с 2004 года, когда был построен крайний «Руслан». Проведенные исследования показали, что безубыточности программы можно было добиться в случае получения заказа не менее чем на 30—35 самолетов. Но проект не получил развития», — объяснили «Дню»  в пресс-службе компании.

«СЛОН» — GAME OVER?

К слову, россияне еще в прошлом году заявили, что построили замену украинскому Ан-124 «Руслан».  Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) озвучил такую инициативу на авиасалоне МАКС-2017 в подмосковном Жуковском, представив проект нового тяжелого транспортного самолета под названием «Слон».

Согласно проекту, который представил ЦАГИ, самолет «Слон» будет адаптирован для коммерческих грузовых перевозок, писал «ТАСС». По замыслу конструкторов, «Слон» с двигателем ПД-35 должен был перевозить грузы массой до 150 т на расстояние более чем 7 тысяч км. В свою очередь, «Руслан» может поднять 120 т, с которым может преодолеть 4,8 тысяч км. «Сейчас работы ведутся над проектом концепта, до 2019 года мы должны «продуть» эту модель», — заявляли в ЦАГИ.

Впрочем, сегодня  российские СМИ о «Слоне» почему-то уже не вспоминают.

Алла ДУБРОВЫК-РОХОВА, «День»
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments