Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

На что живут новообъединенные территориальные громады?

Местные лидеры рассказали «Дню» о бюджетных бонусах и «широких» полномочиях, которые им принесла децентрализация
01 февраля, 20:26
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1997 г.

27 марта в Украине будут выборы. Избирать будут впервые — депутатов сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин и соответствующих сельских, поселковых, городских голов. К тому времени власть должна была бы расставить точки если не над всеми, то хотя бы над главными «і» в реформе децентрализации. Но законотворческий процесс реализации Концепции реформы местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине все еще продолжается. И похоже, что формирование нового админтерустройства Украины будет наиболее дискуссионной частью в «децентрализационной» реформе.

При том, что децентрализация является целью, а новая административно-территориальная структура — средством, именно оно часто привлекает к себе больше всего внимания общественности, а также приводит к острейшим баталиям. «Крой» нового административно-территориального устройства был одной из причин провала реформы 2005 года, при каденции Романа Бессмертного. Инициативу вице-премьера трактовали прежде всего как намерение «перекроить» границы районов — зато немногие интересовались содержанием полномочий, которые предлагалось передать на места.

На днях рабочая группа при Министерстве регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины подготовила проект Закона Украины «О принципах и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Украины». Именно настоящий документ будет определять, на каких принципах основывается административно-территориальное устройство Украины, систему административно-территориальных единиц, категории и типы населенных пунктов, других территориальных образований, полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам административно-территориального устройства, порядок образования, ликвидации, установления и изменения границ административно-территориальных единиц и населенных пунктов.

Первую рабочую версию проекта закона Министерство, как сообщили «Дню» в пресс-службе ведомства, уже направило центральным органам исполнительной власти, государственным администрациям, областным советам, ассоциациям органов местного самоуправления, экспертам и членам Целевой команды реформ Минрегиона по вопросам децентрализации, местного самоуправления и региональной политики для внесения замечаний и предложений по этому законопроекту.

По словам первого заместителя министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вячеслава Негоды, министерство заинтересовано провести всестороннее обсуждение законопроекта и тщательным образом рассмотрит каждое предложение, которое поступит к нему.

«Тема административно-территориального устройства всегда была раздражающей в восприятии, особенно политиками, что стало причиной отклонения соответствующих нормативных актов. А отсутствие законодательного урегулирования приводило к тому, что из года в год только усложнялась ситуация с формированием оптимальной системы организации местной власти. На этот раз Минрегион ориентируется на позитивный результат и надеется достичь его путем объединения усилий всех заинтересованных сторон в решении указанной проблемы и, как следствие, получить целостный документ, чтобы внести его на рассмотрение правительства, а следовательно — парламента. Кроме того, следует учесть, что действующее законодательство, которое определяет порядок решения вопросов админтерустройства, датируется началом 80-х годов прошлого века и многие его нормы не соответствуют действующей Конституции Украины», — объяснил Негода.

А пока в профильном Министерстве ломают карандаши над новой картой Украины (напомним, что еще весной прошлого года стало известно, что рабочая группа Конституционной комиссии уже решала вопрос касательно терминологии будущего административно-территориального устройства Украины и его образований: община (объединение поселений), уезд (объединение общин), регион (области, Крым, Киев), общины, которые уже объединились, пожинают первые плоды реформы. Напомним, что им обещали довольно большой бюджетный бонус, большой объем полномочий, другую налоговую базу, землю за пределами поселений и возможность самостоятельно привлекать инвестиционные средства. Раньше у общин таких полномочий не было.

Но все ли так «безоблачно» в жизни, как в комментариях экспертов и чиновников — «День» обратился за комментарием к лидерам объединенных территориальных общин.

«ГРОМАДЫ СОЗДАЛИ, А ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ ПОЧТИ НЕТ»

Виктор ПОЛИЩУК, устилужский городской голова (Владимир-Волынский район на Волыни):

— Устилужская объединенная городская территориальная громада отныне имеет такой вид: центр — в городе Устилуг Владимир-Волынского района, в состав вошли: Устилужская городская, Зорянская, Лудинская, Никитичевская, Пятидневская, Рогожанская, Стенжаричевская, Хотячевская сельские территориальные громады. Наш регион уже имеет опыт подобного территориального объединения, ведь в свое время здесь 11 лет действовал Устилужский район, и он себя, как говорят, полностью оправдывал.

Разумеется, на реформу местного самоуправления возлагаем очень много надежд, но я не хотел бы, как это делают часто мои коллеги, говорить, что вот, громады создали, а законодательных актов почти нет. Мы являемся первопроходцами этого дела, и на основе нашей деятельности будет меняться и совершенствоваться законодательство. Так, в начале бюджетного года мы имели проблемы с казначейством, были блокированы счета бывших сельских советов, которые вошли в объединенную громаду, но все эти вопросы решили. Из позитива стоит отметить уже то, что в конце прошлого года мы получили определенную часть поступлений от акцизного сбора, потому смогли отремонтировать некоторые дороги. Устилужская городская объединенная громада вошла во второй тур конкурса проектов по созданию ЦПАУ. Наши работники ездили в Киев на консультационную сессию. У нас есть хороший шанс победить и во втором туре. Конкретным результатом объединения стало то, что единственная на Волыни городская громада скоро будет иметь и собственную стратегию развития, нам ее должны помочь писать поляки, и в начале февраля мы ждем экспертов у себя.

Очень важным для бюджета нашей громады стал шанс получить в результате объединения 50% налога с физических лиц. Ведь многие жители Устилуга и окружающих сел работают, например, на таможне, от чего мы не имели никакой прибыли, а только потери. Ведь городской власти приходилось выискивать средства на уборку улиц Устилуга, по которым двигался транспорт к государственной границе и замусоривал их. Имеем теперь на территории мощные предприятия, которые выплачивают людям нормальные зарплаты. Поэтому налог с физических лиц существенно пополнит бюджет.

Объединение дает возможность создавать тендерные комиссии по перевозкам. Ранее тендеры проводились в области, люди не имели нормального доезда, а мы не имели возможности влиять на качество предоставленных перевозчиками услуг. Сможем при необходимости иметь и свою муниципальную полицию, такое право также дает объединение.

Разумеется, что реформы не будут осуществляться сегодня на сегодня, мы должны пройти определенный путь, но наша громада преисполнена больших планов и надежд, потому что села наши уже зашли в такой тупик, из которого вынуждены выбираться совместно. Уже в конце января я буду видеть, какие получили поступления и что мы дальше можем планировать.

«ПОКА НИ МЫ, НИ ЛЮДИ НЕ ЧУВСТВУЮТ ПЕРЕМЕН»

Александр РОМАНЮК, голова Смирновской громады Куйбышевского района Запорожской области:

— Бюджетный год со сложностями, но начался. Ждем субвенций, люди ждут аванса. Медицинские и образовательные субвенции пока не поступили. Когда получим аванс — неизвестно. С нашей стороны все документы сданы, бюджет принят. По расчетам поступлений в бюджет громады будут покрывать расходы, еще и будет оставаться.

Самая большая проблема — с тендерными закупками, в громаде еще не созданы комитеты. Также еще проблемным является штатное подразделение, его следует укомплектовывать. Соответственно, структурные подразделения еще полностью не заработали. Например, нет у нас сейчас начальника финансового отдела. На их обеспечение есть средства, но люди за такую зарплату не соглашаются работать.

С первого числа все свалилось на громады — пока это только тяготы. Конечно, сначала все было прекрасно подано, государство обещало предоставить по миллиону на громаду, а теперь у нас нет средств ни от государства, ни еще откуда-то. Пока «барахтаемся» в одних проблемах. Позитива сейчас не наблюдается, думаю, будет немного позже. Есть надежда, есть стимул, и сами люди понимают, что нужно еще подождать. А так пока ни мы, ни люди не чувствуют перемен.

«ПОКА ЧТО МЫ В СОСТОЯНИИ СОДЕРЖАТЬ СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ»

Валентина КАРПЕНКО, поселковый голова Парафиевской поселковой объединенной территориальной громады (Ичнянский район Черниговской области):

— Вокруг пгт Парафиевка объединились 18 населенных пунктов и советов (в том числе Иваницкий сельский совет, Петрушевский, Мартыновский, Юженский). Бюджет поселкового совета составляет 20 млн 850 тыс. грн. Из них собственных поступлений — 10 млн 762 тысячи 400 грн. В то же время базовая дотация от государства предусмотрена в размере 429 тыс. 300 грн. Кроме того, нам предоставляются так называемая «образовательная субвенция» (на образовательные заведения) — 5 млн 982 тыс. 100 грн и «медицинская субвенция» (на содержание объектов здравоохранения) — 3 млн 677 тыс. Вроде бы бюджет и немалый, но наша громада — одна из самых больших в Черниговский области. У нас развита социальная сфера, на содержании 3 школы, 5 дошкольных учебных заведений (в каждом — по две-три группы), 5 домов культуры. Это сложная громада и в том плане, что мы должны содержать 3 врачебных амбулатории, 4 фельдшерско-акушерских пункта, 2 хосписных отделения и два терапевтических отделения в больницах.

И сложность заключается в том, что в прошлом году у нас реформировали медицинскую отрасль. В частности, в Парафиевке была районная больница, хорошее трехэтажное помещение, газифицированное, была и поликлиника, их реформировали и создали амбулаторию, открыли хосписное отделение и терапевтическое отделение Ичнянской центральной районной больницы. И такая же ситуация в селе Иваница. В Парафиевке открыли Центр первичной медицинской помощи. У громады есть определенные полномочия в сфере культуры, образования, медицины, нужно как-то продолжать реформирование, а это непросто.

Что касается проблем, то их немало. Среди основных — несогласованность в законодательстве, что вызывает ряд трудностей, на каждом шагу нам нужна помощь методическая, юридическая. Объем работ у нашего поселкового совета существенно увеличился, когда мы были отдельным поселковым советом, работать было легче. Пока не все должности у нас заняты, еще не проведен конкурс на замещение вакансий (на моего заместителя, в финансово-экономический отдел, отдел труда и социального обеспечения, формируем свой отдел образования), потому основной груз всех работ возложен на работников органа местной власти — Парафиевского поселкового совета. Нам нужно было как-то трудоустроить работников бывших сельских советов, этот вопрос практически решен. Мы старались организовать работу так, чтобы не было сложностей и дискомфорта для тех, кто к нам присоединился. В каждом населенном пункте есть люди, которые работали на должностях секретарей, есть бухгалтера, есть землеустроители, и работают на местах. Стараемся, чтобы людям не приходилось ездить за любой справкой в центр объединенной громады.

Как бы ни было сложно, у нас есть небольшой бюджет развития, предусматриваем 1 млн 200 на реконструкцию помещения Парафиевского поселкового совета, 600 тысяч — на школьный автобус. Пока мы в состоянии содержать социальную сферу. По сравнению с другими советами, мы выигрываем, ведь 60% налога, поступающих от физических лиц-предпринимателей, остаются в бюджете объединенной территориальной громады. Мне стало легче работать, потому что у нас на территории есть целый ряд сильных предприятий, в тех советах, которые к нам присоединились. Мы можем рассчитывать на их помощь.

«ЕЩЕ ЧУВСТВУЕТСЯ БОЛЬШОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ»

Владимир КУЧМА, поселковый голова Коптевской объединенной территориальной громады (с. Копти, Козелецкий район Черниговской области):

— Сейчас работаем над уточнением бюджета, делаем правки, ведь куда ни глянь — везде дыры. Если для обычного сельского совета недоработки когда-то помогали исправить в управлении финансов, то теперь мы должны делать все самостоятельно. Нелегко идет этот процесс. Трудно. В сфере образования мы должны получить государственную субвенцию, но этих денег не хватит на целый год, дефицит будет составлять ориентировочно 2 миллиона, это для нас большая сумма. Без поддержки государства мы не обойдемся, тогда другие сферы пострадают. Может, часть средств можно было бы перебросить из сферы медицины. Там есть избыток, и это факт. Хотя и говорят, что медицинская отрасль всегда недофинансирована, но все познается в сравнении. В частности, наш бюджет — 12 млн, на образование выделяем 8 млн, но этих средств все равно не хватает.

Позитив в этом процессе должен быть, будет. У громады уже есть свои средства, ведь нам оставляют 60% налогов от физических лиц, уже нам не нужно будет идти с поклоном к чиновнику, чтобы решить определенную проблему. Нам лучше видно на местах, что нужно делать в первую очередь, что может подождать, куда вкладывать средства. Но еще чувствуется большое сопротивление, никто не хочет с властью распроститься, чиновники хотят иметь влияние на решение вопросов. Впрочем, сама идея децентрализации — весьма актуальна, это необходимо для громад. Люди лучше будут знать все местные проблемы, почувствуют себя хозяевами.

«ГЛАВНОЙ ПРОБЛЕМОЙ ОСТАЕТСЯ ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД»

Анатолий ШАМАЛЮК, городской голова Калиновской городской объединенной территориальной громады (Винницкая область):

— Прошлый 2015 год стал годом объединения двух территориальных громад — Калиновской и Дружелюбовской, благодаря чему мы получили реальные финансовые рычаги для улучшения качества жизни своих жителей. Если в прошлом году общий фонд городского бюджета Калиновки с учетом трансфертов составил 25 миллионов 639 тысяч гривен (это почти 109% от плана), то в этом году мы уже как объединенная громада имеем намного большую смету — 77,3 миллиона гривен. Большая часть расходов направлена на социальную сферу — содержание бюджетных заведений.

Но благодаря проекту, который мы подали на конкурс Минрегионстрою, должны получить финансирование на внедрение энергоэффективных технологий. В нашей громаде все школы отапливаются тведотопливными котлами. В рамках проекта планируем перевести на этот вид топлива и 8 детских садиков. Сырье для биотоплива будем выращивать на полях Дружелюбовки, там будет действовать и перерабатывающее производство. То есть сами будем производить топливо и обогревать своих детей. А если удастся сэкономить, то до конца этого года приобретем еще и технику для коммунального хозяйства громады. Нам необходимы экскаватор, трактора для подметания улиц, мусоровоз и другие средства.

Главной проблемой остается жилищный фонд. Нехватка финансирования, неудовлетворительное состояние многоэтажной застройки и недостатки в системе предоставления коммунальных услуг свидетельствуют о том, что необходимо искать альтернативные пути управления жилищно-коммунальным хозяйством. И мы над этим сейчас активно работаем. В частности, стимулируем владельцев квартир создавать ОСББ. Сейчас в городе действует 8 объединений. Актуально — внедрение энергоэффективных технологий.

Говорить о первых результатах объединения громад пока рановато. Мы получили мощный финансовый ресурс, но люди еще не почувствовали реальных преимуществ. Когда отремонтируются дороги, появится освещение на всех улицах, в садиках и школах станет тепло и уютно, а админуслуги будут предоставляться быстро и качественно, тогда можно будет делать выводы. Сейчас же мы ставим перед собой ряд важных задач, которые планируем выполнить в течение этого и последующих лет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать