Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

НЕожиданная Вена

Почему в самом комфортном городе мира жители хотят жить около мусора?
11 октября, 11:18

В этом году Вена возглавила рейтинг самых комфортных для проживания городов мира по версии Economist Intelligence Unit, сменив Мельбурн. Казалось бы, Вене есть чем гордиться: древними архитектурными памятниками, музыкальной историей или культурой неторопливой жизни за чашкой всемирно известного кофе. Однако австрийская столица открывает неожиданные грани, о которых известно далеко не всем. В каком другом городе туристы, отмечая на карте места для посещения, заинтересуются визитом на мусо>росжигательный завод?

В девятом районе Вены расположен мусо>росжигательный завод (Wien Energie Fernwarme), который обеспечивает теплоэнергией более чем 60 тысяч жителей. Построенное в 1971 году и на то время ничем не приметное, после пожара в 1987 году здание превратилось в архитектурное произведение искусства благодаря усилиям Фриденсрайха Гундертвассера, австрийского дизайнера-филантропа.

Технологии очистки воздуха и переработки отходов этого завода существенно уменьшают пагубное влияние на окружающую среду. Зеленые насаждения на крышах здания — очень символичны. Ведь таким образом мусор дарит энергию, а не загрязняет экологию. Авторам проекта удалось достичь уникального сочетания художественной эстетики и новейших разработок, тем самым посодействовав статусу Вены как самого комфортного для жизни города. Мощность завода позволяет сжигать до 260 000 тонн мусора в год, производя до 60 МВт тепловой энергии. Ежегодно это обеспечивает отоплением больше чем 60 000 домашних хозяйств. А в Украине на сегодня существует четыре мусо>росжигательных завода, и только один из них (киевская «Энергия») функционирует. Он перерабатывает около 25% твердых бытовых отходов столицы.

К сожалению, тема мусора только в настоящее время набирает актуальности в Украине. Недавно я была на полигоне, и это меня шокировало. Но количество мусора — это то, что продуцируем мы. Поэтому для украинских городов — это многоуровневый вызов, сознание и ответственность граждан, решения и возможности переработки, эффективный менеджмент и стратегия города.

Напомню, что в прошлом году Кабинетом Министров была утверждена Национальная стратегия управления отходами в Украине до 2030 года. Объемы твердых бытовых отходов уже достигли критической отметки — 11 млн. тонн. В среднем же показатель образования отходов в Украине составляет 250-300 килограммов в год. Поэтому ключевых проблем, связанных с мусором в Украине, по меньшей мере, две: его растущее количество и неэффективное обращение. Ведь в 2016 году менее чем шесть процентов образованных бытовых отходов было переработано. Зато 94% мусора вывозится  на полигоны и свалки, 99% из которых не отвечают европейским требованиям относительно захоронения отходов. Для сравнения, Австрия — вторая в ЕС (после Германии) по количеству переработанного мусора, объем которого достиг 58 процентов.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанной Стратегией, государство и муниципальные органы власти (которым будет принадлежать ключевая роль) в частности должны способствовать нахождению эффективных решений этой проблемы. Среди предложенных шагов стоит отметить экономическое стимулирование переработки отходов; введение механизма полного финансирования системы управления отходами с учетом принципов «загрязнитель платит», «расширенная ответственность производителя».

«Плати за то, что выбрасываешь» — это уже отлаженный процесс во многих странах мира. В Украине вопрос тарифов становится сразу политическим. По словам Маттиаса Фогеля, исполнительного директора Veolia CEE, «...Украина остается интересной страной для инвестиций в экологическую инфраструктуру. Сегодня гражданин Украины платит от 100 до 300 гривень. (от 3,00 до 9,00 евро) в год за сбор, транспортировку и захоронение отходов. Это минимум в десять раз (а то и в двадцать) меньше той стоимости, которую в среднем оплачивают жители стран ЕС. Если в будущем сбор мусора в Украине будет производиться грузовиками типа EURO 6 (как отмечено в законодательстве на 2019 г.), будут созданы сортировальные линии и построены новые стандартизированные полигоны, то мы допускаем, что стоимость предоставления услуг увеличится до уровня 400 — 800 гривень (12,50—25,00 евро) на одного жителя в год. Если отходы после сортировки будут доставляться не на полигон, а на мусоросжигательные заводы, которые продуцируют энергию (в городах с населением больше 1,0 млн. жителей), то мы ожидаем, что расходы будут составлять от 700 до 1500 гривень (22,00—47, 00 евро) на одного жителя в год. Конечно, это будет в 3—5 раз (в зависимости от системы) дороже, по сравнению с сегодняшним днем, но, по нашему субъективному мнению, все же в пределах допустимого диапазона».

В этом контексте экономическая мотивация граждан играет не менее важную роль. Интересно, что в Норвегии, одной из самых обеспеченных стран, население сдает пластиковую тару, получая за это финансовую выгоду. Супермаркеты города оборудованы пунктом автоматического сбора тары, и каждый житель приходит в магазины с бутылками, что считается нормой. Более того, Осло может похвастаться и тем, что в городе расположен один из лучших мусороперерабатывающих заводов мира (завод Skedsmokorset). Мэр Осло Марианне Борген впервые приняла участие в Международном саммите мэров, который мы организовывали в Киеве 9 октября.

В Италии сферой мусора еще до сих пор руководит мафия, а Украине стоит же брать пример из таких стран, как Австрия, Норвегия, Нидерланды и многих других странах ЕС, где система сортировки и последующей переработки мусора, прежде всего, держится на осознании ее важности гражданами.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать