Первый попавшийся лжец и обманщик может развалить целое государство, тогда как упорядочения вещей даже в одном доме невозможно без благодати Божией.
Иван Мазепа, украинский военный, политический и государственный деятель, Гетман Войска Запорожского

Неожиданные успехи речного флота

Эксперты — о том, как долго будет длиться бум перевозок на Днепре
26 июля, 2018 - 20:04
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Грузовые перевозки по внутренним водным путями Украины уверенно растут. Так, по данным Речной информационной службы, за первое полугодие 2018 г. объем перевозок по Днепру вырос на 14,1% по сравнению с аналогичным периодом 2017г.— до 2,965 млн тонн. Причем и прошлый год продемонстрировал рост: по одному только Днепру перевезли более 8 млн тонн грузов, что на 25,9% за предыдущую навигацию (6,4 млн тонн), еще 423 тыс. перевезла по Южному Бугу компания «Нибулон», которая имеет там зерновые терминалы и сама проводит дноуглубление.

Такие показатели дают повод для радости, ведь, как известно, потенциал украинских рек используется далеко не в полной мере, хотя такой вид перевозок более экологичен, чем перевозки автотранспортом, снимает нагрузку на дороги, а в условиях традиционных проблем на украинской железной дороге (недостаток подвижного состава и тому подобное) становится хорошей альтернативой.

«ЛОЖКА ДЕГТЯ» В РЕКЕ...

Правда, эксперты сразу обратили внимание на то, какие именно грузы дали новый рост показателей. «Основной прирост перевозок в этом году состоялся за счет группы грузов под названием «Строительные материалы и другие грузы». Большую часть этой группы составляют перевозки песка, который намывают в Днепре. А вот доля высокомаржинальных грузов снизилась. Мы растем в основном за счет «речных» грузов — тех, которые не могут перевозиться иначе. В то же время новые грузы из прилегающих к Днепру регионов практически не привлекаются», — отметил консультант «ЦТС-консалтинг» Андрей ИСАЕВ.

Действительно, строительные грузы составили 1,692 млн тонн, это + 39,6%, выросли на 20% перевозки нефтепродуктов, до 27 тыс. тонн. А вот объемы перевозок металлопродукции снизились на 0,9%, до 445,7 тыс. тонн, зерновых — на 12,5%, до 799,8 тыс. тонн. Кроме того, за первое полугодие прошлого года по Днепру было перевезено более 1000 контейнеров (а за год — 1948 единиц), а в этом году — пока ни одного. В случае с металлопродукцией причиной может быть собственное снижение экспорта. Что касается зерновых грузов, то здесь роль сыграло ухудшение урожая.

А вот контейнеры, судя по всему, перешли на железную дорогу. Ведь уже весной прошлого года начал работать в тестовом режиме, а осенью уже полноценно заработал совместный проект группы терминалов ТИС, акционерной судоходной компании (АСК) «Укрречфлот» и контейнерного перевозчика MaerskLine — контейнерный поезд между городами Днепром и Южным (где расположен глубоководный порт). Дистанцию в 630 километров поезд с сотней TEU преодолевает за 19 часов, что в 4 раза быстрее от обычных поставок железной дорогой. К тому же «Укрречфлот» активно работал с тем же ТИС, судном доставляя контейнеры из речного порта в Днипре для перегрузки на большее судно. Притом перевозить контейнеры таким образом весь год не позволяет закрытие навигации на реке Днепр зимой.

РАДУЖНЫЕ НАДЕЖДЫ

Впрочем, этот год все-таки должен быть для «речников» удачным. По информации «Центра транспортных стратегий», ключевые игроки на Днепре, «Укрречфлот» и «Нибулон», планируют увеличить объемы перевозок. «Укречфлот» рассчитывает на 3 млн тонн (в прошлом году перевез приблизительно 2,5 млн тонн). В основном это строительные материалы, металлопродукция и тому подобное. В частности, обещает не только достичь прошлогодних показателей, но и превзойти их один из постоянных клиентов «Укрречфлота» — металлургический комбинат «Запорожсталь». В прошлом году отправил через Запорожский речной порт 573 тыс. тонн продукции, в этом году планирует отгрузить 600 тыс. тонн. «Нибулон» намерен перевезти 3 млн тонн в течение 2018/2019 маркетингового года. Львиная доля — зерновые, плюс — новые для зернотрейдера грузы других компаний. В прошлом году компания перевезла по рекам приблизительно 2 млн тонн.

Более того, уже увеличился флот под украинским флагом, который может перевозить в каботаже зерно. Во-первых, что продолжает строить свой речной флот и «Нибулон», который имеет самый большой флот, способный перевозить по рекам зерновые грузы. В прошлом году он спустил на воду три буксира и три баржи, которые способны перевозить по 2000 тонн зерна. В этом году флот компании пополнили два новых буксира и два несамоходных судна смешанного плавания грузовместимостью 5 тыс. тонн.  Если раньше завод «Нибулон» мог строить судна не более 70 м, то  после реконструкции предприятия стало возможным строительство суден длиной до 101 м. Теперь ведется работа по строительству сразу четырех буксиров и несамоходного судна.

А во-вторых, своим флотом начали обзаводиться и компании, которые занимаются экспортом зерновых. Так, в конце прошлого года компания Grain Transshipment LLC приобрела в Европе два буксира-толкателя смешанного плавания (река-море) мощностью 2400 конских сил. Они могут выполнять буксировку груза до 10 тыс. тонн, а осадка позволяет вывозить груз практически с любого устья Днепра. Сейчас их модернизируют на «СП «Дунайсудосервис» в Измаиле. Есть также менее мощный буксир. Уже ожидает выхода баржа, которую модернизировали под перевозку зерновых из баржи-площадки (такие предназначены для перевозки строительных материалов, угля и тому подобное) длиной более 73 м, с осадкой 1,8 м и вместимостью 1000 тонн. «Мы завершаем разработку своего проекта по строительству барж и скоро начнем строить их», — обещает коммерческий директор компании Евгений ИГНАТЕНКО.

Два буксира приобрел в Северной Европе «Гермес-Трейдинг», который имеет зерновой терминал в Светловодске. Как сообщил «Дню» руководитель компании-экспортера Юрий СКИЧКО, «гермесовцы» надеются задействовать эти буксиры уже в этом экспортном сезоне. Теперь буксиры проходят ремонт и модернизацию. «Для нас это новый вид деятельности, потому мы учимся, набиваем шишки. Мы благодарны тем специалистам, которые помогают нам советами, благодарны судноремонтникам, которые прилагают максимум усилий», — отметил Скичко. «Акционеры компании приняли решение приобрести четыре баржи. Мы рассчитываем, что это позволит нам перевозить собственным флотом зерновых и масляных около 100—120 тыс. Так на год, заготовленных, прежде всего, на Светловодском речном терминале, а также из других речных терминалов», — сообщил он. «Баржи для перевоза зерновых грузов найти непросто, придется искать, где только можно. Мы пересмотрели полсотни вариантов, и сейчас ведем переговоры относительно покупки тех, которые нам подходят», — добавил Юрий Скичко.

Это знаковые сообщения для рынка, ведь зернотрейдеры без собственного флота (а это все за исключением «Нибулона») ожидали принятия Верховной Радой законопроекта «О внутренних водных путях», который допустил бы к каботажным перевозкам судна под иностранным флагом. Это дешевле, чем содержать флот под флагом отечественным. Каботажные перевозки зерновых интересуют зернотрейдеров как вариант доставки зерна в украинские морские порты, где зерно перегружают на большие судна, формирующие нужные судновые партии. Весной законопроект нардепы не приняли, теперь он ожидает следующего рассмотрения, как и другие «речные» законопроекты — есть еще законопроект, который лоббирует «Нибулон», который допуск к каботажу «иностранцев» не предусматривает, а недавно зарегистрировали альтернативный законопроект, который, по замыслу, должен удовлетворить как «Нибулон», так и других игроков. Тем не менее, эти компании стали инвестировать в речной флот даже при отсутствии более благоприятных условий.

Кроме зерновых, на реку в этом году выходят и новые грузы. Так, весной компания «Одесса Агрохим» впервые для себя доставила по реке минеральные удобрения. Наливной танкер прошел из Херсона до Запорожья. До этого компания, которая импортирует удобрения из Египта, Болгарии и Румынии, выгружала их в Херсонском порту, а дальше везла наземными видами транспорта. Как сообщил директор компании Тарас ИВАЩЕНКО, в прошлом году «Одесса Агрохим» приобрела и отремонтировала наливной танкер вместимостью 600 тонн. Теперь компания планирует поставлять удобрения по реке в Кременчуг и другие речные порты.

В Мининфраструктуры ожидают, что при благоприятных условиях объем перевозок речным транспортом уже в ближайшие три года увеличится до 15 миллионов тонн.

Дмитрий МУРАВСКИЙ
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments