Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Одесский припортовый: приватизация десятилетия

Топ-менеджер не уверен, что дело дойдет до продажи. Экс-глава ФГИУ опасается «договорняка». А эксперт считает: продавать вообще нельзя
19 мая, 20:08
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Процесс приватизации, наконец, сдвинулся с мертвой точки, на которой пребывает уже несколько лет. В среду правительство Украины утвердило условия продажи самого привлекательного предприятия страны — Одесского припортового завода. Конкурсная комиссия по результатам независимой оценки установила начальную цену государственного пакета акций (99,5% уставного фонда) в размере 13,175 миллиарда гривен или $522 миллиона (по курсу на 16.05.2016).

Как сообщили «Дню» в Минэкономразвития и торговли, продажа ОПЗ будет проходить на открытом аукционе. В торгах должны принять участие не меньше двух потенциальных покупателей, один из которых — иностранный инвестор.  Компании из РФ к торгам допускаться не будут. В      министерстве утверждают, что ОПЗ провел беспрецедентную подготовку — прошел международный аудит, подготовил финансовую отчетность международного образца. В ближайшее время завершится международный экологический аудит. Как сообщал УНИАН, Фонд госимущества потратил почти миллион долларов на техническую подготовку к приватизации предприятия. Потенциальными участниками торгов считаются порядка 10 покупателей, и ФГИУ рассчитывает уже в конце июля 2016 года закрыть сделку.

«Утверждение требований к потенциальным покупателям ОПЗ — это исторический момент. Это начало не только процесса приватизации завода, но и масштабной приватизации в Украине,           — подчеркнул первый вице-премьер-министр — глава Минэкономразвития и торговли Степан Кубив. — Мы приглашаем украинских и международных инвесторов к участию в торгах». Ранее премьер-министр Владимир Гройсман в ходе встречи с послами стран «Большой семерки» заявил, что Кабинет министров Украины подготовит публичную приватизацию одного из крупнейших производителей химической продукции в стране «Одесского припортового завода». «Наша задача — создать такую систему приватизации, которая вызывала бы доверие инвесторов и граждан Украины», — цитировала пресс-служба главу украинского правительства.

И вот — свершилось. Как информирует  пресс-служба МЭРТ, правительство определило, что покупатель ОПЗ обязан сохранить основную номенклатуру продукции, работ и услуг  предприятия, существовавшую в 2015    году. То есть, обеспечить прием, хранение и отгрузку жидкого аммиака, транспортирующегося магистральным трубопроводом и по железной дороге, а также прием, хранение и отгрузку другой химической продукции (карбамид, метанол) согласно условиям заключенных договоров. Покупатель обязан также изменять цены на услуги по приему, хранению, охлаждению и отгрузке жидкого аммиака и другой продукции в соответствии с требованиями законодательства, не допускать необоснованных ограничений в удовлетворении заявленных потребностей субъектов хозяйствования, удовлетворять потребности отечественных сельхозпроизводителей в минеральных удобрениях в объемах и по ценам, определенным в заключенных договорах.

Однако, по словам главы Фонда госимущества Украины Игоря Билоуса, покупателю завода придется самостоятельно решать вопрос долга ОПЗ перед компанией Ostchem Holding Ltd Дмитрия Фирташа на $193 миллиона (без учета пени). К сожалению, эта сумма может стать камнем преткновения, о который споткнется продавец... Напомним, что Ostchem для погашения этого долга обратился в Стокгольмский арбитраж, который 31 марта удовлетворил его ходатайство и приказал ОПЗ до 31 августа 2016 года воздержаться от отчуждения либо обременения каким-либо образом своих необоротных активов.

Правда, глава комитета Верховной Рады по вопросам экономической политики, замглавы фракции «Народный фронт» Андрей Иванчук считает, что «задолженность ОПЗ в пять миллиардов гривен Ostchem — это преступление, это фиктивная задолженность, сформированная за счет злоупотреблений должностными лицами режима Януковича...». «Когда мы сейчас инвестора, покупателя нашего стратегического предприятия, обяжем отдать пять миллиардов гривен Ostchem ... значит, государство на эти пять миллиардов гривен получит меньше... Прошу мое выступление считать депутатским запросом, а соответствующий документ я направлю генеральному прокурору», — сказал Иванчук на заседании Кабмина.

«Когда продается какой-либо объект, то все пассивы также обычно «вешаются» на нового собственника, — сказал в комментарии «Дню» экс-глава ФГИУ Александр Бондарь, — и если долг не опровергнут, не оспорен, то новый собственник будет его выплачивать или судиться. И это в данном случае поднимает для него стоимость объекта на 200 миллионов долларов. Другими словами, Фирташ будет покупать этот объект, то ему он обойдется на 200 миллионов дешевле. А если западные инвесторы  зайдут на приватизацию ОПЗ, то они будут вынуждены кроме 520 миллионов долларов стартовой цены платить еще 200 миллионов Фирташу».

«Недавно была отменена приватизация  Запорожского алюминиевого комбината. Там была аналогичная ситуация, правда, с западным банком. Новый собственник не выплатил соответствующий долг, и объект у него отобрали. Так что было бы куда лучше, — говорит Бондарь, — если бы ОПЗ предварительно очистили от долговых дел, а потом продавали. Но власть куда-то спешит. Я думаю, что есть уже покупатель, который либо уже договорился с Фирташем, либо  еще будет договариваться при участии государства».

По мнению экс-главы ФГИУ, договариваться придется также и с Игорем Коломойским, который до сих пор судится за предыдущий конкурс по этому объекту. Он тогда приобрел ОПЗ за 500 миллионов долларов. Но правительство Тимошенко отказалось ему продавать.  «А для стороннего западного инвестора, — продолжает Бондарь, — такие нагрузки — неподъемные, потому что он вряд ли сможет, да и захочет ли, договориваться с Фирташем и с Коломойским. Это сможет сделать только украинский олигарх, приближенный к власти. А если в конкурсе будет принимать участие какая-то западная компания, то это будет подставная структура, выставленная нашим покупателем».

«У меня сегодня праздник, — сказал «Дню» после обнародования информации о решении Кабмина по ОПЗ, — первый заместитель генерального директора предприятия Николай Щуриков, — другое дело, чем он закончится. Утверждение стартовой цены — это реальный старт приватизации. И все же еще может случиться все что угодно. А цена нас на сто процентов  устраивает. Если на эту цену, да еще и с учетом долгов, придет покупатель, то, я считаю, что это для нас подарок. В коллективе особенно ценят предпродажный социальный пакет, в котором и сохранение профиля, и рабочих мест, все это есть в условиях — требования нашего профсоюза полностью учтены».

Щуриков рассказывает: «Первый квартал мы закончили с достаточно большим убытком, но он ситуационный из-за того, что а) сезонное падение рынка и б) вообще падение сырьевых рынков в мире. Плюс скандалы вокруг завода, в связи, с чем покупатели нашей продукции — иностранные компании от нас отвернулись и отказываются платить предоплату, из-за скандалов нарушены многие наши рабочие связи».

«Но мы рук не опускаем,    — продолжает заместитель руководителя.          — На следующей неделе будет представлена новая биржевая система, через которую завод будет продавать всю свою продукцию. И закупки газа мы с Нового года уже ведем через украинские биржи. На европейские — пока не можем выйти. Вот придет частный хозяин,  он сможет создать логистику. А пока на нас распространяются ограничения Нацбанка, тогда как все европейские транспортные системы построены на так называемых гарантийных платежах. И чтобы работать через них, нужно делать предоплаты, а нам это запрещено».

«Если дело дойдет до реальных торгов, — высказывает топ-менеджер личное мнение, — то покупатель будет. Мне сложно судить о том, кто именно победит, но нашему предприятию интересны самые разные инвесторы: от торговцев, занимающихся химией, до крупных корпораций, которым завод позволил бы увеличить капитализацию».

«Конечно, стратегически предприятие в первую очередь важно для россиян, которым, как известно, на конкурс официально путь заказан. Но нужно учесть, что соучредителями «Тольяттиазота», откуда к нам идет труба с аммиаком, являются крупные иностранные корпорации, в том числе такая, как Enron. Я знаю, что «Тольяттиазот» тоже стоит на продаже. Если корпорация будет понимать, что она приобретет завод в Украине, то ей будет необходимо бороться за завод в Тольятти, и наоборот. А если у нее завод в Тольятти, то ей надо бороться за Одессу, чтобы у нее была законченная логистическая схема».

Между тем один из «ветеранов» украинской приватизации, директор Института развития экономики Украины Александр Гончаров в комментарии «Дню» решительно настаивал на уникальности ОПЗ и убеждал, что эту курицу, несущую стране золотые яйца, продавать, даже в сложных нынешних условиях, нельзя ни в коем случае.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать