Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Почему исчезают коровы?

Эксперт: «Украина стремительно превращается из экспортера молочной продукции в импортера»
22 октября, 18:07
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

В Украине стремительно растет импорт молокопродуктов. Так, по состоянию на 1 сентября 2019 года прирост импорта сливочного масла составил 33%, твердого сыра  — 77%,  цельномолочной продукции — 42%. Об этом  сообщила вице-президент Ассоциации производителей молока Анна Лавренюк.

«Украина стремительно превращается из экспортера молочной продукции в импортера. В 2018 году мы были в топ-5 экспортеров масла, по состоянию на 1 сентября 2019 года мы уже не экспортируем его, а импортируем. И к концу года украинцы ощутят еще больший дефицит отечественной молочной продукции, а каждая вторая-третья пачка сливочного масла на полочке магазинов может быть импортной», — комментирует она.

Увеличение импорта происходит из-за сокращения поголовья КРС, и как следствие — нехватки отечественного сырья.

«В 2018 году эксперты осторожно констатировали тенденции к росту количества коров в промышленном секторе — плюс 0,3 %. Однако уже в 2019 году имеем самое большое за последние 20 лет падение — минус 6% поголовья в промышленном секторе! К стремительному сворачиванию молочного направления хозяйства толкнули  заявления правительства о турборежиме рынка земли без гарантий и льгот для производителей молока. Хозяйства начали распродавать коров, ведь МТФ не может выжить без собственной земли, потому что нигде не купит силос или сено, если не вырастит сама. По итогам августа 2019-го по сравнению с аналогичным периодом 2018-го отрасль потеряла рекордные и беспрецедентные 26 тысяч коров! Это  около 100 ферм размером 200—300 коров. Если до июля месяца промышленный сектор уменьшался на 2—2,5 тыс. коров, то с августа, когда правительственные чиновники анонсировали намерения полностью отменить все программы господдержки животноводства на 2020-й, темпы вырезки коров удвоились: минус 5 тыс. голов! Если эта геометрическая прогрессия сохранится, мы не просто останемся без украинского молока, но и потеряем отрасль, которая является ключевым генератором рабочих мест и налоговых отчислений в бюджет», — подчеркнула Лавренюк.

 Ситуация, которая сложилась в молочном скотоводстве, непосредственно влияет на  переработку: за первое полугодие 2019 года переработчики ежесуточно не досчитались свыше 900 тонн молока, которые должны были обеспечить Украину отечественными молочными продуктами, или в пересчете на перерабатывающие мощности — сырье утратили как минимум два мощных молокоперерабатывающих завода.

По прогнозам Союза молочных предприятий, до конца года импорт молочной продукции только будет нарастать, в частности будет импортировано 20 тыс. тонн сыров.

«А это 18—20% от общего потребления. Как с этим бороться? Безусловно, без государственной воли и поддержки мы ничего не можем сделать. Когда мы подписывали ассоциацию с ЕС, то нам открывали рынки, но при одном условии — квоты. На сегодня те квоты, которые существуют, — это ирония, а не открытые двери. Поэтому государство должно принять зеркальные решения: тоже ввести квоты на импортные молочные продукты в Украине», — сказал глава Совета директоров Союза молочных предприятий Украины Вадим Чагаровский.

Кроме того, что украинцы могут остаться без отечественного молока, мы рискуем еще и потерять около 3,6 млрд грн налоговых отчислений в бюджет и 12% рабочих мест в аграрном секторе, которые дает молочное скотоводство.

«Если мы хотим, чтобы в Украине создавались рабочие места, а люди возвращались работать обратно в Украину, нам нужно сохранить и развивать ту отрасль, которая является наибольшим генератором рабочих мест. По официальной статистике США, которая полностью применимая и к украинским реалиям, — на 1 работника молочно-товарной фермы приходится 12 работников смежных отраслей: молоко— и мясоперерабатывающей промышленности, ветеринарной и кормовой отраслей, строительства и логистики и так далее. Поэтому кризис молочного скотоводства — это не проблема отдельно взятых ферм, а всей экономики страны, — замечает Михаил Юрков генеральный директор ООО АФ «Писчанская».

По словам Татьяны Ляшенко, директора СПОП «Возрождение» именно отчисления из молочно-товарных ферм составляют основу бюджетов сельских громад. «В структуре нашей группы компаний есть две фермы по 500 голов КРС.  Фонд оплаты труда на каждой — около 9 млн грн — это налоги, отчисления,  ПДФО, военный сбор и др.  То есть это средства, которые идут непосредственно в сельский бюджет и направляются на  содержание инфраструктуры и  развитие села. Как вы думаете, какие последствия будут для громады, если обстоятельства нас заставят закрыть молочную ферму?» — говорит Ляшенко.

Уничтожить все достижения молочной отрасли за последние 20 лет можно буквально за год! Тогда как на ее восстановление нужно будет 10 и больше лет.

«Что касается господдержки, то был разработан проект бюджета, который предусматривает выделение в поддержку аграрной сферы 4,4 млрд грн,  вместо 8 млрд грн — 1% аграрного ВВП —  которые должны были бы предоставить в соответствии с Бюджетным Кодексом. Но даже эту наполовину ампутированную сумму планируют потратить на компенсацию процентов по кредитам под покупку земли для малых предприятий. То есть фактически никакой другой государственной поддержки аграрному и молочному сектору не будет. Важная деталь: кредиты под покупку земли будут брать не на полгода-год, а как минимум на 5 лет. Кто даст гарантии, что сегодняшние обещания удешевить кредиты не постигнет такая же  участь и их не упразднят уже через год? Наша позиция: дайте то, что обещали, — квази-аккумуляцию НДС пропорциональную к реализованной сельхозпродукции», — сказал заместитель главы Всеукраинского Аграрного Совета Михаил Соколов.

Кроме того, Михаил Соколов подтвердил, что предлагаемый в настоящее время формат обращения земель абсолютно невыгоден среднему фермеру.

«Тот дизайн реформы рынка земли, который предлагает правительство, выгоден для больших агрохолдингов, поскольку дает возможность консолидировать 200 тыс. гектаров в одних руках. Если у нас появятся предприятия с такой концентрацией пашни, это будут самые большие латифундии в мире! А учитывая то, что в крупных холдингах и количество занятых специалистов, и добавленная стоимость ниже, чем в тех, кто обрабатывает менее 50 тыс. гектаров земли, холдинги не будут заниматься молочным животноводством», — подчеркнул Соколов.

Чтобы не допустить уничтожения молочной отрасли Украины, сохранить продовольственную безопасность и не стать импортозависимыми, необходимо срочно приложить все усилия, чтобы остановить спад производства и начать стимулировать рост молочной отрасли. А это невозможно без грамотной господдержки.

Следовательно, Ассоциация производителей молока будет обращаться  к Аграрному  и Бюджетному комитетам с соответствующими обоснованиями и предложениями о необходимости  оперативного и грамотного реагирования на ситуацию.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать