Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Почему укрепляется гривня

Конъюнктура мирового финансового рынка способствует Украине. Но надолго ли?
11 февраля, 19:07
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

В отличие от нескольких последних лет январь характеризовался спокойствием на валютном рынке Украины, с уклоном в небольшую ревальвацию национальной валюты. А в первой декаде февраля отмечалось заметное укрепление курса гривни. С начала года до настоящего времени гривня по отношению к доллару усилилась на 2,9% (официальный курс НБУ).

Это произошло в результате влияния ряда внешних и внутренних факторов.

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ

Среди внешних факторов выделю два основных — торможение с повышением ставок основным Центробанком мира и сравнительно низкие цены на энергоносители.

Влияние на реалии и перспективы всех валют в мире, и в том числе гривни, делает политика ФРС — это аксиома. О том, что в руководстве Федрезерва зародились сомнения относительно целесообразности продолжения жесткой монетарной политики, стало известно в первые дни года. 3 января в интервью телеканалу Bloomberg президент Федерального резервного банка Далласа Роберт Каплан заявил о необходимости отказаться от повышения процентных ставок в течение первой половины 2019 года. Мотивация следующая — ФРС следует взять паузу в цикле усиления монетарной политики из-за заметного усиления волатильности на финансовых рынках, а также из-за неопределенности с перспективами роста экономики США и мировой экономики в целом. Эти факторы влияют на ситуацию на рынках, и очевидно, что ФРС необходимо оределенное время для того, чтобы оценить степень их серьезности. «По моему мнению, нам не стоит принимать какие-либо дальнейшие решения относительно процентных ставок, пока данные проблемы так или иначе не будут разрешены. Я бы не стал спешить с действиями в течение первых нескольких кварталов этого года. Нам следует сохранять терпение и посмотреть, как будет развиваться ситуация» — говорил Каплан.

Несмотря на то, что глава ФРБ Далласа не входит в число тех, кто принимает в этом году решение относительно монетарной политики — Каплан получит право голоса на заседаниях Федерального комитета по открытому рынку ФРС в рамках ежегодной ротации в 2020 году — «голосовавшие» коллеги к нему прислушивались, 30 января было принято решение сохранить ключевую ставку Федрезерва в диапазоне 2,25-2,5% (напомню, что ставку ФРС трижды повышали в 2017 году и четыре раза в 2018 году).

Главное, что Федрезерв убрал из заявления по итогам заседания положение о намерении в дальнейшем повышать ставку. При этом в сообщении ФРС подчеркивается необходимость проявлять терпение в денежно-кредитной политике. Перерыв в повышении ставки ФРС — позитивный сигнал для валют стран с развивающимися рынками. Дело в том, что повышение ключевой ставки Федрезерва, как правило, ведет к притоку капитала в США (поскольку номинированные в американском долларе инструменты становятся еще привлекательнее), что означает отток капиталов с развивающихся рынков, следствием чего является ослабление валют стран — emerging markets. Соответственно, если ставку не повышают, валюты стран с развивающимися рынками не ощущают давления со стороны доллара.

Кстати, банк Англии солидаризировался с ФРС США — на прошлой неделе было принято решение сохранить ставку на уровне 0,75%. «Рост экономики Объединенного Королевства замедлился в конце 2018 года и, похоже, продолжит ослабевать в начале 2019 года», — сообщили представители руководства Банка Англии, которое единогласно проголосовало за сохранение ключевой ставки.

О нефти. Похоже, мы вступили в период относительно низких цен на нефть и другие энергоресурсы, среди которых для Украины самым важным, наравне с «черным золотом», является природный газ. Снижение стоимости энергосырья связано с избытком предложения на глобальном рынке. Еще одним фактором, оказывающим снижающее влияния на цены углеводородов, является ожидание по поводу возможного замедления мировой экономики в 2019 году. Снижение цен на нефть сыграла на руку крупнейшим импортерам развивающегося, таким, как Индия, Индонезия, Турция, Украина. Падение цен на «черное золото» однозначно положительно для них, поскольку способствует улучшению их торговых балансов и снижает инфляцию. Валюты развивающихся стран, в том числе и гривня, тоже получили поддержку на фоне падения цены нефти.

Импортерам энергосырья теперь придется обменивать меньшие объемы своей валюты на доллары для покупки того же количества нефти. Что создает предпосылки для укрепления курса их нацвалют. Украины, как крупного импортера энергоресурсов, это касается в полной мере. Кстати, позитивное влияние нефтяного фактора отразится и на украинском аграрном рынке — не далеко то время, когда начнется весенняя посевная компания, и следует ждать, что горюче-смазочные материалы наши аграрии будут покупать по приемлемым ценам.

Внутренних факторов я вижу три. Во-первых, рекордный урожай зерновых в Украине в текущем маркетинговом году — валовой сбор зерна в 2018 году составил 70,1 млн т (по сравнению с 62 млн т. в 2017 году). Кукурузы намолочено 35,5 млн т, пшеницы — 24,5 млн т., ячменя — 7,3 млн т. Кроме того, подсолнуха собранно 13,7 млн т, сои — 4,4 млн т, рапса — 2,6 млн т, сахарной свеклы выращено 13 млн т. Значительная часть сельхозпродукции Украины экспортируется. Валютная выручка поступает в страну, половина ее продается на межбанковском валютном рынке, который формирует предложение валюты, создавая условия для стабильности курса гривни и даже для укрепления. Да и цены на рынке зерновых находятся на относительно высоком уровне (в значительной мере из-за засухи в Австралии).

Кстати, с 1 марта норматив обязательной продажи экспортной валютной выручки снижается с 50% до 30%. Думаю, это происходит не только из-за вступления в силу нового валютного законодательства, направленного на либерализацию (дорожная карта валютной либерализации предусматривает постепенное снижение требований к обязательной продаже валютной выручки экспортеров до постепенной их отмены), но и потому, что есть уверенность в стабильном приливе валюты экспортеров (в первую очередь — агроэкспортеров) в Украине.

Во-вторых, за первый месяц 2019 года иностранные инвесторы за счет покупки гривневых ОВГЗ почти вдвое нарастили объем вложений в украинские государственные облигации (на 5,448 млрд гривни). Для этого нерезиденты вводят в Украину валюту и продают ее на межбанковском валютном рынке, тем самым увеличивают предложение иностранной валюты.

В-третьих, в отличие от зим 2016—2017 годов и 2017—2018 годов правительство проявило умеренность в расходовании средств госбюджета в конце 2018 года (противоположный пример — за декабрь 2017 года остаток средств правительства на едином казначейском счету уменьшился в 10,6 раза, результатом чего было серьезное снижение курса гривни в декабре 2017 — январе 2018 года). Надеюсь, первый практический шаг в плане повышения координации фискальной и монетарной политики сделан.

Как бы там ни было, есть повод для спокойствия только в краткосрочной перспективе. Тот самый Каплан говорил, что ФРС имеет смысл сдержать аппетиты в повышении ключевой ставки только до июня. Активный экспорт украинской агропродукции придется на март-апрель, с мая начнется его временное (на несколько месяцев) снижение. А вложения нерезидентов в ОВГЗ — не долгосрочные: летом иностранные инвесторы (хотя, в данном случае скорее следует говорить о спекулянтах), дождавшись погашения долговых бумаг, вероятно, начнут выводить средства с украинского рынка, повысив тем самым спрос на иностранную валюту. Да и замедление темпов роста мировой экономики, которого ждут МВФ и ВБ, может привести к снижению спроса на продукцию украинского экспорта (не только на сельхозтовары, но и на продукцию черной металлургии).

ВНУТРЕННИЕ НАДЕЖДЫ

Поводы для оптимизма относительно курса гривни во второй половине года следует искать в успешном продолжении сотрудничества с МВФ. Что также позволит получать «связанное финансирование» от других официальных кредиторов Украины. Кстати, именно благодаря возобновлению сотрудничества с МВФ и выросло доверие нерезидентов к украинским ОВГЗ (например Citibank реализовал несколько программ, ориентированных на наши государственные долговые обязательства). Не будем забывать и о связи цены природного газа со стоимостью нефти. Происходит это обычно с лагом в 6—9 месяцев, то есть летом, когда Украина будет закачивать газ в подземные хранилища, его стоимость может быть ниже, чем в конце 2018 — начале 2019 года. Соответственно, понадобится меньше инвалюты на его покупку. А еще я бы подумал о целесообразности максимального выполнения плана интервенций Нацбанка по приобретению валюты в международные резервы в первой половине года, пока курс приемлемый.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать