Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Подключение к инженерным сетям может стать бесплатным

Депутаты решили повторно рассмотреть соответствующий законопроект в первом чтении
04 октября, 10:36

Народные депутаты решили повторно рассмотреть принципиально новую модель присоединения ко всем инженерным сетям (электричества, воды, газа, канализации) в первом чтении. Такое решение поддержали 228 парламентариев, в то время как принятие законопроекта за основу — 197.

Предусматривается, стоимость подключения будет покрываться исключительно за счет инвестиционной составляющей тарифа, который устранит коррупцию и скрытые или дублирующие платежи.

«По сути, это американский и израильский подход, — объясняет соавтор законопроекта, заместитель лидера РПЛ по экономической политике Виктор ГАЛАСЮК.

«За новой моделью монополист или предоставляет инвестору готовую «точку присоединения» бесплатно или гарантированно компенсирует инвестору затраты на строительство инфраструктуры по предоставленным ему техническим условиям. Кроме новой экономической модели присоединения к инфраструктуре, законопроект 6671 предусматривает также открытость технической документации монополистов относительно состояния сетей, свободных мощностей, конкурентность подготовки технических условий, а также четкие пошаговые процедуры взаимодействия монополистов с инвесторами и жесткие санкции за их нарушение», — отмечает председатель Комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства.

Ожидается, что принятие закона существенно повысит реальную инвестиционную привлекательность Украины и уберет один из главных инвестиционных барьеров на вход в украинскую экономику. От новой модели выигрывают все: инвесторы — из-за экономии капитальных расходов, субъекты естественных монополий — из-за увеличения объемов потребления, территориальные громады — из-за инвестиций и налогов, государство — из-за развития экономики и финансовой стабильности.

По оценкам экспертов, законопроект  №6671 увеличит ВВП минимум на 1% ежегодно.

«Он является важной составляющей #ПромПакетуРеформ. Именно поэтому его поддерживают Минэкономики, УСПП, ФРУ, ТПП, Американская торговая палата в Украине (AmCham), Офис эффективной регуляции (BRDO), проект USAID LEV, Конфедерация строителей, Лига оборонных предприятий и еще с десяток профильных ассоциаций», — комментирует Галасюк.

Теперь же коррупционный и, по сути, грабительский механизм присоединения к инженерным сетям — один из главных барьеров на пути притока инвестиций в реальный сектор украинской экономики. «Сегодня инвестор, который хочет построить завод, агрокомплекс или даже жилой дом платит за инфраструктуру 4 раза: в виде взяток за незавышение технических условий, «дарение» монополистам построенной за собственные средства инфраструктуры, налогов государству с этого «дарения», а затем еще оплаты тарифов с инвестиционной составляющей. Результат — инвестиции в украинскую промышленность настолько мизерные, что такими темпами мы будем Польшу догонять 100 лет, если она подождет «на месте», -отмечает нардеп.

На том, что существующая в Украине система присоединения к электросетям, к сожалению, является значительным барьером для малого и среднего бизнеса, отмечали еще год назад и эксперты программы USAID «Лидерство в экономическом управлении (USAID ЛЕВ)».

В соответствии с отчетом Мирового банка «Doing Business 2016», по индикатору «Присоединения к электросетям» Украина занимает 137 место (в 2015 году Украина занимала 138 место), срок присоединения электроустановок потребителей составляет 263 дня, за которые  нужно пройти 5 процедур. Более того, стоимость присоединения к электросетям в Украине оценивается как почти 800% по отношению к уровню дохода на душу населения (без учета НДС и взяток).

Проблема присоединения к электросетям вызывает целую волну эмоций у тех, кто хоть раз имел с этим дело. Звучат обвинения и в монополизме, и в злых намерениях олигархов, и в коррумпированности облэнерго. Однако за этими эмоциями стоят реальные «узкие места», которые даже без коррупции, олигархов и монополизма не позволят упростить доступ к электросетям, говорит эксперт программы USAID «Лидерство в экономическом управлении (USAID ЛЕВ)», исполнительный директор «CASE» Украина Дмитрий БОЯРЧУК.

Проблема №1: ИЗНОШЕННЫЕ СЕТИ

Основа проблема — в изношенности сетей: 70% передающих мощностей свое отработали. Конечно, можно говорить об ответственности олигархов, которые не способны навести порядок со случайно полученными активами. Однако это не поможет.

Часто электропередаточные организации действительно не могут провести новые присоединения, поскольку не имеют достаточной мощности для такого расширения.

Проблема №2: «СОЦИАЛЬНАЯ» СТОИМОСТЬ

Нежелание признавать, что все имеет свою цену, — вторая причина. Да, есть серьезные злоупотребления на уровне передающих организаций. Однако даже если бы их не было, облэнерго все равно не имели бы достаточно средств на развитие сетей, ведь на это они могут тратить лишь часть средств из своего тарифа, которую им согласовывает регулятор. Последний тщательным образом следит, чтобы тарифы оставались на «социальном уровне». Как следствие, этих денег недостаточно даже для поддержки сетей в рабочем состоянии.

Проблема №3: ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС

Третья проблема, которая на годы может задерживать долгожданное присоединение к электросетям — согласование земельных вопросов с местными органами власти. Теоретически землеотвод для прокладки сетей должен происходить автоматически на основе генеральных планов и детальных планов территорий.

Однако из-за хронического отсутствия средств или конфликта интересов местные органы власти не имеют градостроительной документации, которая блокирует развитие сетей и новых присоединений в городе, районе или области.

Проблема №4: УСЛОЖНЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ И ПЕРЕЛОЖЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ

Изношенность сетей, невозможность официально брать полную плату и сложность решения земельных вопросов приводят к тому, что облэнерго не берут на себя обязательств по срокам присоединения.

Они создают неформальные схемы финансирования присоединений — просят строить сети, а затем передавать их на баланс облэнерго. Также они перекладывают определенную часть технических процедур на плечи заказчика, например, подготовку технической документации или решение земельных вопросов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать