Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Полная... монетизация

Как будет проходить возмещение льгот и субсидий и кто от этого выиграет
16 марта, 12:57
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Кабинет Министров ввел монетизацию льгот на проезд всеми видами транспорта общего пользования на городских, пригородных и междугородных маршрутах. Соответствующее решение правительство приняло на заседании в среду.

Размер ежемесячной выплаты наличных средств в течение двух месяцев со дня вступления в силу постановления утверждают областные и Киевская городская государственная администрации. Их размер определяется путем умножения средней стоимости проезда в городском коммунальном транспорте на 30 поездок.

Для лиц, которые имеют право на несколько льгот, назначается ежемесячная наличная выплата наибольшей из них.

Размер таких выплат не учитывается при расчете общего дохода семьи для всех видов социальной помощи.

Для лиц, которые имеют право на льготы по оплате проезда на междугородных маршрутах, размер выплат увеличивается на 20%.

Для лиц с инвалидностью 1-й, 2-й группы и детей с инвалидностью, которые учатся в высших учебных заведениях, заведениях общего среднего и профессионального образования, размер выплаты удваивается.

Напомним, что в ноябре Кабинет Министров одобрил введение монетизации субсидий с 1 января 2018 года. Постановление приняли после доработки Министерством социальной политики и Государственной регуляторной службой.

У нас в государстве достаточно запутанная система возмещений и помощи от государства.

В первую очередь надо различать льготы и субсидии. Потому что это разные виды, которые регулируются разными нормами закона.

Льготы — это вид определенных государственных привилегий, которые предоставляются за определенные заслуги перед государством: учителям, военнослужащим, сотрудникам внутренних дел и т.п. Если государство не имело возможности давать им больше в зарплате, то отдавало в натуральном виде — газом, возмещением проезда в общественном транспорте или оплатой коммунальных услуг. В 2015 году вступил в силу новый Порядок предоставления льгот на жилищно-коммунальные услуги, согласно которому часть льготников утратила, в частности, льготы на коммунальные услуги. Однако такие семьи могли и могут обращаться за субсидией к государству.

Субсидии предоставляются тем, кто не может сам за себя заплатить, потому что имеет низкие доходы. Тогда государство помогает ему обеспечить достойные условия жизни. Напомним, что после того, как в Украине несколько раз дорожали энергоносители и коммунальные услуги, в правительстве разработали новую систему предоставления субсидий, которая призвана помочь с оплатой коммуналки большему количеству украинцев. В 2015 году на субсидии из госбюджета пошло 25,4 миллиарда гривен. Однако главный минус даже не в сумме субсидий, а в том, что деньгами они обеспечивают не граждан, а предприятия, которые предоставляют гражданам услуги, за которые потом получают от государства компенсацию в том или ином виде.

Эти деньги перечисляются предприятиям, которые предоставляют услуги, входящие в перечень льгот, — на снабжение воды, горячей воды, водоотвод, горячий водоотвод, электроэнергию, газ, вывоз мусора. Общий объем счетов, выставленный населению в прошлом году, составил 51 миллиард гривен, половину заплатило государство.

Кроме того, субсидии формально предоставляются на объем, который потребители не всегда используют. И неизрасходованные деньги, якобы остались на счетах теплокоммунэнерго. Но в результате той сложной и не всегда прозрачной системы взаимозачетов, а не живых денег, у местных теплокоммунэнерго и местных облгазов остаются обязательства поставить газ под списание их обязательств по уплате налогов. И выходит — что фактически они должны поставить весь объем газа, а реально зарплату своим людям им не из чего платить.

Такая же система до сих пор действовала и при расчетах государства с транспортными предприятиями, которые предоставляют услуги льготного проезда. То есть для примера: маршрутка перевозит льготника за половину стоимости или бесплатно, а эти деньги из бюджета (государственного или местного) потом компенсируются владельцу маршрутки. Но предприятие может как «приписать себе» больше льготников, чем есть, так и перевезти их на большую сумму, чем вернет государство.

Правительство, а вместе с ним и эксперты, считают, что более эффективный подход — выделять деньги собственно льготнику (здесь мы имеем в виду также и тех, кто получает разного рода субсидии), а уже он их может тратить на проезд, для повышения энергоэффективности жилья, для оплаты коммунальных услуг в пределах той суммы, которая будет определена государством. Для этого и нужна монетизация. Собственно, «монетизация» означает процесс превращения чего-либо в законное платежное средство. В нашем случае — превращение обязательств государства в средства для льготника.

Эксперты Реанимационного пакета реформ назвали три блока того, что нужно сделать, чтобы избавиться наконец от старой системы перечисления льготных средств:

• определить, каким образом монетизировать деньги, перейти от взаимозачетов в расчетах между бюджетом и поставщиками;

• определить, как администрировать эти деньги, где их хранить, как охранять и какие структуры будут принимать участие в этом процессе, и кто за что будет отвечать;

• прописать, как их тратить.

И похоже, что правительство наконец подошло к решению этих вопросов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать