Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Противовирусная оборона

Как работают предприятия ОПК в условиях карантина
07 апреля, 19:04
ФОТО REUTERS

Карантин существенно повлиял на работу всех предприятий. Тем не менее, даже при таких условиях в оборонном секторе должна продолжиться работа. Аналитики проекта #Fly9999 решили выяснить, как в условиях карантина работают предприятия оборонного сектора.

Госконцерн «Укрборонпром», в состав которого входит 131 предприятие, ввел особый режим работы во время действия карантина 12 марта. На предприятиях концерна, задействованных в выполнении государственного оборонного заказа, ввели особый режим и антикризисные меры, которые должны позволить одновременно обезопасить работников и сохранить темпы промышленного производства и выполнения контрактов, сообщила пресс-служба «Укроборонпрома». И 20 марта сообщил, что количество работающих на предприятиях сократили на 30 тыс. человек, в основном отправив их в отпуск. Причем на 17 предприятиях ввели режим полного или частичного простоя, задействовав лишь тех, кто отвечает за обеспечение жизнедеятельности предприятий. Например, из-за карантина на несколько дней остановило работу ивано-франковское ПО «Карпаты», которое производит кабельно-проводниковую продукцию и электронные компоненты и где работают свыше 3400 человек.

В компаниях-экспортерах вынуждены были перенести запланированные ранее зарубежные командировки сотрудников для проведения переговоров и заключения новых контрактов. А работников концерна, которые находились за рубежом, отозвали и приняли меры для их изоляции. Из Уганды вернулись 14 работников Одесского авиаремонтного завода, из Пакистана — трое работников, которые работали по контрактам ГП «Укрспецэкспорт». Впрочем, как отметил генеральный директор УОП Айварас Абромавичус, немало сотрудников концерна продолжают работать за пределами Украины. «Сегодня в разных уголках мира работают около сотни работников предприятий «Укроборонпрома». Они выполняют работы в рамках экспортных контрактов. Наши инженеры, конструкторы, другие специалисты очень ценятся за рубежом и часто ремонтируют, модернизируют и обслуживают военную технику непосредственно на базах заказчика. Они продолжают работать вне Украины даже в условиях, когда весь мир закрывает границы. Но как только зарубежная страна вводит жесткие меры карантина, которые делают невозможным выполнение контрактов, мы, по желанию работников, сразу начинаем процесс их возвращения домой и прилагаем для этого максимум усилий», — рассказал он и подчеркнул, что от того, как предприятия концерна выполняют свои международные обязательства во время кризиса и полной неопределенности, зависит репутация Украины в мире.

На 14 «оборонпромовских» предприятиях высокоточного оружия и боеприпасов численность задействованных работников уменьшились на 6400. Тем не менее, они продолжают работу. Так, ГП «Луч» недавно отгрузило для ВСУ 28 единиц ракет «Ольха», причем сделала это досрочно. На 21 предприятии дивизиона радиолокации и высокоточного оружия на работу стало ходить меньше на 2200 работников.

Николаевский завод «Зоря» — «Машпроект» (производство газовых турбин) продолжает работать в привычном режиме, хотя часть работников находится на время карантина дома. Как сообщила пресс-служба, простой оплачивается в размере 2/3 от тарифной ставки и оклада. Но работники должны быть всегда на телефоне — в любой момент их могут вызвать на рабочее место. Предприятие возобновило производство медицинского кислорода, ранее приостановленное из-за отсутствия спроса, а ныне востребованного из-за коронавируса.

На 19 предприятиях бронетанкового дивизиона ежедневно выходить на смену стало меньше на 4000 работников. Так, ЛБЗ, где работает более 700 человек, отправил «на простой» большую часть рабочих, оставив выполнять государственный оборонный заказ треть специалистов.

«Харьковский бронетанковый завод» передал украинским военным 13 единиц модернизированной техники: десять танков Т-80БВ и три танка Т-64БВ образца 2017 года. На заводе бронетехника получает новую усовершенствованную динамическую защиту, обновленные тепловизионные прицелы, цифровые радиостанции, ночные приборы наблюдения, средства спутниковой навигации и тому подобное.

Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени O.O. Морозова в рамках контракта от 2016 года передало на днях ВСУ четыре новых БТР4-Е. «Реализация этого контракта находится под особым контролем и при активном участии руководства концерна. С возобновлением работ сдача техники происходит по графику. Большая часть работников предприятия переведена в режим частичной работы до конца карантина, в то же время производственные подразделения, которые изготавливают БТР, выходят на работу в полном составе и продолжают обеспечивать войска надежной броней», — говорит заместитель гендиректора УОП по бронетанковой, радиолокационной и специальной технике Игорь Фоменко.

«Львовский бронетанковый завод» передал для нужд Министерства обороны Украины шесть танков Т-64. Согласно контракту, закончить ремонт и модернизацию техники завод должен до конца второго квартала 2020 года. Предприятие отправило уже более полусотни единиц танков Т-64 и Т-72, бронированных ремонтно-эвакуационных машин БРЭМ-1 и бронированных гусеничных пожарных машин ГПМ-54.

Как отмечает директор предприятия Виктор Андрощук, медики на проходной завода проводят температурный скрининг и пропускают только тех, кто чувствует себя полностью здоровым и не имеет признаков заболевания. «У нас достаточно помещений, поэтому скоплений работников нет. Часть сотрудников работает дома удаленно, если это позволяет выполнять их должностные обязанности. Сейчас мы справляемся с работой», — добавил он.

Несмотря на карантин и переход на частичный режим работы, все предприятия бронетанкового дивизиона концерна демонстрируют постепенный рост производства по различным видам продукции и услуг, говорят в УОП. «Мы видим положительную динамику по состоянию на конец марта: предприятия бронетанкового дивизиона увеличили производство более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Этот показатель является очень важным на фоне общего падения уровня промышленного производства в стране», — отметил Игорь Фоменко.

А вот в авиационном секторе (авиастроение, авиаремонт, поставщики) в вынужденный отпуск отправили значительное количество работников. Если говорить о тех предприятиях, которые входят в УОП (16 предприятий), то это 13 000 человек.

На ГП «Антонов» во время карантина задействована лишь незначительная часть персонала (всего в штате госпредприятия более девяти тысяч человек). Большая часть, 450 человек, работает в аэропорту Гостомеля, где базируется дочерняя структура «Авиалинии Антонова», на самом предприятии — еще 250 человек.

По словам вице-президента «Антонова» Виктора Семенцова, который сейчас возглавляет штаб противодействия распространению короновируса, основное направление сегодня — поддержка самолетов, ведь флот «Авиалиний Антонова» используется для доставки медицинских средств из Китая в Европу. «К тому же у нас есть контракт с арабами, и мы делаем техническое обслуживание самолета «Руслан». Все работы, которые не экстренные — мы не делаем. Есть контракт с Перу на строительство АН-178, но с их самолетом мы работы приостановили и будем им писать, что у нас форс-мажор», — рассказал он журналистам «Общественного радио». Кроме того, на заводе сейчас после модернизации (установлена новая система управления силовой установкой) проводят испытания самолета АН-225 «Мрия».

До Гостомеля работников отвозят собственными автобусами, а на завод люди добираются по-разному, в том числе — общественным транспортом («Антонов» получил от города около 300 проездных талонов). В утренние часы на проходной дежурит медсестра и температуру всех сотрудников, которые приходят на работу, обязательно измеряют. Маски на предприятии не только закупают, но и производят собственными силами. Впрочем, есть потребность в тестах на вирус, чтобы проверять экипажи, которые летают за границу. В случае, если у кого-то из экипажа обнаружат короновирус, следует изолировать и отправить на карантин весь личный состав самолета.

В целом украинские оборонные предприятия успешно работают даже в условиях карантина. Впрочем, эта чрезвычайная ситуация обострила существующие проблемы оборонных предприятий, на которых и без того грузили работой сотрудников лишь частично. Например, таких, как «Харьковское государственное авиационное производственное предприятие», где задолженность по зарплате работникам — свыше 200 млн грн. Предприятие давно находится в кризисном положении. Последний самолет здесь произвели еще в 2014 году. Когда в ноябре завод посетил Президент Украины, он заявил, что его неприятно поразили как задолженность по зарплате, так и ее уровень. «Очень низкая заработная плата — например, на авиационном заводе — 3,5 тыс. грн. Как человек в таких условиях может уважать себя и вообще работать?» — возмущался Владимир Зеленский. Вероятно, что в случае с такими предприятиями власть просто не будет прилагать усилий для того, чтобы дать им хотя бы непрофильные заказы, как это было раньше, когда судостроительный завод получает заказ на изготовление «теплушек» для войска, а авиастроительный — на изготовление траков для БМП.

Обострились проблемы не только на государственных предприятиях. Руководство частного предприятия, которое в том числе выполняет ремонт авиационных двигателей для украинских ВСУ, «Мотор Сичи», решило с 30 марта ввести тотальный карантин до 10 апреля, сохраняя 2/3 от установленного оклада. Впрочем, сокращать расходы и персонал в Запорожье начали еще осенью. Тогда решили сократить участие в выставках и рекламных кампаниях, меньше сотрудников отправлять в командировку и исключить необязательное обучение и повышение квалификации в других организациях, сократить расходы на социальную сферу и так далее. Это все связано с рядом проблем, с которыми предприятие столкнулось за последние годы. Так, уже три года рассматривает возможность сконцентрировать акции в одних руках Антимонопольный комитет Украины. Большую часть акций ранее купили граждане Китая, причем они скупали акции маленькими пакетами, чтобы не обращаться в АМКУ сразу. Хотя с самого начала планировалось, что, в конце концов, контрольный пакет получит Xinwei Group. Из-за невозможности реально контролировать актив и осуществлять важные операции китайская компания оказалась в тяжелом финансовом положении. «Мотор Сич» потеряла большую часть традиционных рынков, но, тем не менее, продолжает работу и борьбу.

Как заявили в «Укроборонпроме», новые испытания, которые преодолевает весь мир, отразятся и на украинских оборонных предприятиях. «До коронавируса, до финансового кризиса, который сейчас продолжается в мире, у нас были ожидания о 30% роста экспортных продаж в этом году.  Но, как уже видим, будут какие-то корректировки.  Все выставки, на которые мы планировали ехать в Катаре, в Малайзии, сейчас уже не проходят.  То есть меньше будет контактов с нашими потенциальными клиентами,  корректировки будут.  Концерн будет реагировать на такие ситуации быстро.  Поэтому уже видим, что есть также проблема с поставками комплектующих из разных стран», — отметил гендиректор концерна Абромавичюс.

В УОП надеются на гособоронзаказ, который в этом году должен составить рекордные 30 млрд грн,  и подчеркивают важность стабильного финансирования.  Впрочем, в нынешних условиях явно будут корректировки и со стороны правительства.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать