Корень демократии в активности граждан, а залог - в обеспечении прав человека.
Зиновий Красовский, поэт, писатель, общественный и политический деятель, политзаключенный советских лагерей, член Украинской Хельсинской группы

Рада может поднять «минималку»

Эксперты проанализировали зарегистрированный в парламенте проект Закона о новом порядке оплаты труда
8 августа, 2016 - 19:56
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

В ВР зарегистрирован проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно порядка установления минимальных гарантий в оплате труда». Документ аппелирует к тому, что прожиточный минимум в Украине не учитывает ряд жизненно необходимых расходов и даже Минсоцполитики рассчитало, что фактический размер прожиточного минимума для работоспособных лиц в ценах апреля 2016 года должен был бы составлять почти 2900 грн.

Специалисты «Публичного аудита» изучили предложения инициаторов законопроекта и указывают, как под видом стимулирования роста заработной платы в небюджетной сфере законодатели манипулируют понятиями.

Так, в обосновании законопроекта  речь идет о либерализации, то есть на уровне коллективных, отраслевых, других соглашений работодатели и работники согласовывают порядок и размер оплаты, несмотря на минимальную зарплату или коэффициенты, которые действуют в бюджетной сфере. «Основной принцип — оплата труда не должна быть меньше установленного минимального уровня. Далее же указывается именно на вмешательство в вопросы, которые должны были бы быть либерализованы: внедрение повышающих коэффициентов во внебюджетной сфере. Однако из содержания документа это абсолютно не следует», — указывает заместитель руководителя «Публичного аудита» Андрей Вигиринский.

Изменениями предусматривается, что, в сущности, прожиточный минимум все же остается привязанным к минимальной заработной плате. При этом используется понятие «средневзвешенный фактический размер прожиточного минимума», которое на сегодня законодательством не предусмотрено, как и его толкование авторами законопроекта не раскрывается.

Так, статью 95 предлагается изложить в таком виде: «размер минимальной заработной платы  должен превышать средневзвешенный фактический размер прожиточного минимума для работоспособных лиц за 12 месяцев, которые предшествуют принятию решения».

Кроме того, изменениями к ст. 9 ЗУ «Об оплате труда» предусматривается, что размер минимальной заработной платы будет определяться с учетом, в частности, потребностей работников и их семей; среднего уровня заработной платы; фактического прожиточного минимума для работоспособных лиц; индекса потребительских цен; производительности труда; уровня занятости и других экономических условий; налогов, обязательных сборов и взносов.

«Однако каким именно образом эти факторы будут влиять на определение минимальной заработной платы, абсолютно не указано. На самом деле норма в ее нынешнем виде является декларацией, поскольку минимальная зарплата определяется больше прожиточного минимума, а прожиточный минимум учитывает потребности лиц, в том числе и работников», — объясняет специалист.

По его словам, если же допустить, что все перечисленные составляющие должны быть своеобразным плюсом к прожиточному минимуму, получим минимальную зарплату в размере 3 500 грн.

«Собственно, украинцев такой размер «минималки» устроит, ведь он существенно выше текущего. Предпринимателей и работодателей        — нет, поскольку их продукцию или услуги не начали покупать вдвое больше или вдвое дороже, а если так, то чем платить такие минималки? Вопрос риторический, как и сам законопроект. Впрочем, если необходимо просто загрузить мощности монетного двора, то номинальное повышение не приведет к повышению покупательной способности, зато обусловит очередную девальвационную волну», — дает комментарий специалист «Публичного аудита».

Изменения к статье 11 указывают, что минимальные размеры ставок (окладов) заработной платы, как минимальные гарантии в оплате труда, определяются генеральной и отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями.

То есть Кабмин устанавливает минимальные коэффициенты, а отраслевые и межотраслевые при определении размеров минимальных ставок не могут быть меньше установленных правительством.

Далее в статье указано, что «в минимальный размер ставки (оклада) заработной платы не включаются доплаты, надбавки, поощрительные, компенсационные выплаты и т.п.».

«Выходит, что минимальная зарплата, а соответственно и минимальная ставка работника — это самостоятельное явление, а к нему в плюс идут надбавки, доплаты, поощрительные выплаты. Тогда вопрос: поощрение выплачивается за производительность и успехи в труде, но производительность уже учитывается при размере МЗП? Ничего не смущает? Практически ничего, кроме дилетантизма законодателя», — считает Вигиринский.

Алла ДУБРОВЫК-РОХОВА, «День»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments