Работать надо идейно, чтобы дать свою духовную лепту для родного народа
Кость Левицкий, украинский государственный деятель, адвокат, публицист

«Рекламная гидра»

Больше года Киев сокращает количество незаконных вывесок. Почему проблема не исчезает?
21 августа, 2018 - 16:26
ФОТО АНДРЕЯ НЕСТЕРЕНКО

Рекламное объявление о гадалке Светлане переехало из центра Киева на окраину города — так киевляне шутят по поводу новых правил размещения внешней рекламы в столице. Вывески демонтируются с одной улицы, а потом появляются в другом районе Киева, срабатывает некий «принцип рекламного равновесия». Хотя центр столицы действительно стал чище, в частности бульвар Тараса Шевченко, улица Бассейная, бульвар Леси Украинки, Крещатик, Владимирский спуск, Парковая и Петровская аллеи, Днепровский спуск, Набережное шоссе, улица Большая Васильковская.

Столичная власть уверяет, что благодаря новым правилами размещения рекламы ее количество сократится на 75%. Подтверждают это цифрами: если раньше за год демонтировалось полторы тысячи конструкций, то сейчас на эти показатели выходят за месяц. С другой стороны, сколько же в столице всего рекламируется, что каждый месяц коммунальщики снимают множество рекламы с фасадов домов, ТРЦ и других объектов? Возможно, новые рекламные правила — не панацея.

ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ ЗАПРЕТЫ

Официально «Правила размещения рекламных средств в городе Киеве» утверждены в апреле прошлого года. Чиновники разрабатывали их совместно со специалистами Ассоциации операторов внешней рекламы. Они предусматривают запрет рекламных носителей на транспортных развязках, парковках, жилищных комплексах, перекрестках, надземных и подземных пешеходных переходах. Как объяснял журналистам директор коммунального предприятия «Киевреклама» Александр СМИРНОВ, ключевые причины изменений — обеспечение безопасности и комфорта в городе.

Также правила подробно расписывают, на каком расстоянии один от другого должны быть борды на дорогах, трассах к городу, возле остановок общественного транспорта. Те, кто привык расклеивать объявления на столбах, должны знать, что эти бесплатные «рекламные площади» тоже под табу. Хотя это и не относится к сфере внешней рекламы, но почему-то подпадает под действие новых правил.

Не менее болезненный для киевлян вопрос — рекламные вывески, которые теперь не могут перекрывать окна или архитектурные элементы дома, в частности балконы. Кстати, любимое место для рекламы политиков, а иногда и промоции важных социальных кампаний, таких как освобождение кремлевского узника Олега Сенцова.

Кроме того, в июле этого года вступили в силу изменения к закону «О рекламе», которые запрещают использовать элементы контактной сети для ее размещения.

Вроде бы достаточно сильное законодательное поле для регуляции рынка. Но главный эксперт группы «Реанимационного пакета реформ — Киев/Муниципальный развитие» и правительственно-общественной организации «Вместе против коррупции» Александр ПЛИВА считает, что именно в законодательной плоскости кроется одна из проблем «рекламной гидры».

«Ключевой вопрос в том, что государство должно заботиться о защите прав потребителей и о том, чтобы органы государственной власти действовали законно, — объясняет Иван Плива «Дню». — Когда писались эти правила, с законностью возникали довольно большие проблемы. Сам закон о рекламе с 2005 года не приведен в соответствие с двумя другими — о разрешительной системе и об административных услугах. Поэтому очень часто органы местной власти поступают на свое усмотрение. Таким образом и были прописаны эти правила. Их следствием являются противоречивые вещи. Действительно, в центральной части города уменьшилось количество наземной рекламы. При этом мы можем заметить, что в центре города стало больше неназемной рекламы большого формата. Во-вторых, нужно учитывать, как при этом изменяется количество участников рынка. В действительности это происходит за счет увеличения доли крупного бизнеса в этой сфере. Малые игроки не имеют ничего. Для потребителей это имеет такие последствия, что когда какая-то компания, то есть предоставитель услуг, захочет получить ту же площадь для размещения рекламы в центре Киева, то получит ее в разы дороже, чем раньше».

КОМПРОМИСС ИЛИ ЗАВОЕВАНИЕ РЫНКА?

То есть выглядит это так, что нововведения стали попыткой перераспределения рекламного рынка. Хотя глава Ассоциации операторов внешней рекламы Оксана ПОЛИЩУК убеждает в другом. Недавно она описала в своей колонке для издания «Корреспондент» несколько распространенных мифов о новых правилах внешней рекламы. Во-первых, отмечает она, реформа внешней рекламы в Киеве — это не популистский шаг местной власти, а компромисс между властью, бизнесом и общественностью.

Во-вторых, реформа — это не перераспределение рынка, подчеркивает пани Оксана. Она считает, что отрасль заинтересована в сохранении равных конкурентных условий для всех операторов рынка, независимо от их масштаба или имеющегося парка конструкций.

И третий миф, который попыталась развенчать руководитель ассоциации, — реформа проводится не ради демонтажа и сокращения конструкций, а для их упорядочивания и замены. Потому что речь идет об осовременивании парка рекламных конструкций и качественном изменении внешнего вида столицы.

По словам заместителя киевского мэра Алексея РЕЗНИКОВА, далее будут разработаны правила размещения рекламы на транспорте и в метрополитене. Киев должен стать образцом того, как нужно очищать городское пространство от лишней информации. Главное — не переборщить.

Так, киевлянка и заведующая аптекой Оксана НАЙДЮК недавно обнародовала в соцсетях свое открытое письмо к мэру Киева Виталию Кличко, где говорится о том, что его подопечные из КП «Киевреклама» действуют как рекетиры, которые не знают рекламного законодательства. Они демонтировали ночью вывеску «Аптека» без объяснений. При этом в соответствии с законом «О рекламе» и новыми правилами размещения рекламных средств, вывески такого типа не являются рекламой. То есть демонтировать ее не было оснований.

АДЕКВАТНЫЕ ТАРИФЫ — ЛУЧШИЙ РЕГУЛЯТОР

Александр Плива говорит, что регулировать количество рекламы можно было другим путем. Например, пересмотреть тариф на ее размещение на объектах государственной и коммунальной собственности. Эта временная плата за размещение рекламы не менялась с 2013 года.

«А это лучший экономический регулятор. Если бы хотели изменить количество рекламы без вмешательства в рынок, то просто подняли бы тарифы,— продолжает эксперт. — О количестве демонтированного киевская власть отчитывается последние лет десять. Если брать за критерий работы количество демонтажа, то ничего не изменилось. Кроме того, в Киеве действует «Порядок размещения  рекламы», принятый во времена Черновецкого с нарушениями, без полномочий киевской городской власти, но его до сих пор не изменили».

«После того как правила вступили в силу, наименьшие рекламные конструкции стали нелегальными. Кроме того, рынок монополизируется. Основная цель этой реформы — влияние на рынок накануне выборов. Будет потребность в размещении рекламы, а с крупными и зависимыми игроками договариваться проще, — убежден Александр Плива. — Чтобы сделать город лучше, нужно создать простые и прозрачные условия, которых все будут придерживаться. Регулировать количество рекламы нужно не запретами, а необходимостью платить за использование коммунальной собственности и собственности городской среды. Город хочет сделать иначе. Потому что научилось зарабатывать на том, что кто-то не выполняет условия».

Инна ЛИХОВИД, «День»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments