Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Счетная палата Украины – «фантом»

Использование средств из государственного бюджета Украины сегодня происходит практически «бесконтрольно»
08 декабря, 10:25
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ВЕРХОВНОЙ РАДЫ ПО ВОПРОСАМ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ НИНА ЮЖАНИНА НАЗВАЛА УСЛОВИЕ ПРИНЯТИЯ БЮДЖЕТА-2017 НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ. ПРЕЖДЕ ВСЕГО — ЭТО УТВЕРЖДЕНИЕ ЗАКОНА О СПЕЦКОНФИСКАЦИИ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

С 5 по 10 декабря в столице Объединенных Арабских Эмиратов — Абу-Даби — проходит ежегодный конгресс Международной организации высших аудиторских институтов (International Organization of Supreme Audit Institutions — INTOSAI). В переводе на украинскую терминологию — съезд счетных палат мира. Вероятно, украинская тема на нем прозвучит громко, и, к сожалению, это не повод для празднования победы.

16 ноября 2016 г. Лариса Сарган, пресс-секретарь пресс-службы Генерального прокурора Украины Юрия Луценко, сообщила, что глава ГПУ подписал уведомление о подозрении главе Счетной палаты Украины Роману Магуте по ст. 364 Уголовного кодекса Украины (злоупотребление властью или служебным положением) за махинации с жильем, как отмечается в сообщении. ГПУ было установлено, что в декабре 2013 г. Счетная палата купила квартиры, среди которых была двухкомнатная по ул. Полтавской, 10. Предусматривалось предоставление жилья, но не его приватизация. Позже один из членов Счетной палаты обратился к главе с просьбой о разрешении на ее приватизацию, и тот его предоставил.

За несколько месяцев до этого детектив Национального антикоррупционного бюро обратился в Соломенский районный суд г. Киева с ходатайством о временном доступе и изъятии оригиналов ряда документов, которые находятся во владении Счетной палаты Украины. Основание — материалы досудебного расследования, внесенного 23 июня 2016 года в Единый реестр досудебных расследований за  № 42016000000001701  по признакам уголовных правонарушений, предусмотренных ч. 5 ст. 191, ч. 2 ст.  364 (использование служебного положения вопреки интересам службы, растрата государственного имущества в особо крупных размерах). В постановлении названо лицо, которое получило право собственности на квартиру, — это главный контролер, директор Департамента по вопросам агропромышленного комплекса, природоохранной деятельности и чрезвычайных ситуаций Счетной палаты.

В конечном итоге во второй половине ноября этого года Роман Магута был отправлен под домашний арест — за разрешение на приватизацию служебного жилья  сотруднику Счетной палаты. Подобные решения относительно квартир во времена предыдущей власти были неодиночными. Принимал их и бывший состав Кабинета Министров Украины. Надеемся, что спустя некоторое время детективы НАБУ обратятся с похожим ходатайством о таком же расследовании относительно всех членов тогдашнего правительства, без исключения. Впоследствии те, кто остался в Украине, будут находиться под домашним арестом, какие бы высокие должности они ни занимали. Или нет? По крайней мере, в таком случае удалось бы избежать до боли знакомого привкуса выборочного правосудия, общество получило бы очередную взрывную тему для обсуждения, а СМИ — материал для многочисленных комментариев и репортажей на тему дня.

Главное назначение Счетной палаты — постоянный мониторинг бюджетных средств, то есть публичных финансов. Мы привыкли, что в нашем государстве самый известный контролер — бывшее КРУ, которое теперь называется Государственная аудиторская служба. В действительности это почтенный, но правительственный институт внутреннего контроля. То есть зависимый от Кабинета Министров Украины. Счетная палата (по замыслу) — это независимый внешний контролер государственных финансов. Ее члены и глава имеют длительный срок полномочий, а также иммунитет от изменений на политической арене, их почти нельзя убрать по желанию политической силы, которая победила на очередных выборах. Это позволяет им чувствовать себя уверенно и должным образом разоблачать соответствующие злоупотребления. Очень часто во главе Счетной палаты оказывается бывший представитель оппозиционных сил, что, очевидно, хорошо для контроля действующей власти и доверия к государству в мире. Так этот механизм работает в развитых странах, в круг которых стремится Украина.

Относительно государственного бюджета счетные палаты проверяют не только правильность, но и целесообразность и эффективность использования бюджетных средств, а также их поступление. Скажем, в той или иной области реализован проект на сумму 1 млн грн, все платежи выполнены правильно. Но Счетная палата во время проверки обнаруживает, что средства использованы неэффективно, ведь того же результата можно было достичь за сумму вдвое меньшую. Или же средства использованы правильно и эффективно, но объект вообще не нужен. Для органов местного самоуправления исследуется исключительно правильность использования средств. Большинство бюджетных злоупотреблений в современной Украине остаются безнаказанными из-за нецелесообразности и неэффективности — нарушения и перерасходы бюджетных средств происходят прямо у нас перед глазами. Потом мы слышим — в бюджете нет достаточного количества средств.  И не будет — при отсутствии надлежащего контроля.

Счетная палата — один из важных элементов системы сдерживаний и противовесов, призванный гарантировать прозрачность использования бюджетных средств. Это единственная реальная угроза для системы правления, основанной на коррупции и клептомании. И наоборот — тот, кто стремится построить системную коррупцию в стране, должен контролировать контролера. Тогда это почти гарантия сохранения власти в стране. Поэтому в демократических государствах — это независимый институт, а в авторитарных он обслуживает действующую власть и имеет ограниченные полномочия.

Действующим законодательством предусмотрено, что назначение членов Счетной палаты осуществляется на условиях конкурса. Срок полномочий ее членов — шесть лет. Не позже чем за шесть месяцев до его окончания или в течение 14 дней со дня досрочного прекращения полномочий объявляется конкурс на занятие должности члена Счетной палаты. Отбор на эти должности осуществляется Верховной Радой Украины открытым рейтинговым голосованием по каждому кандидату отдельно. Если за список кандидатов на должности членов Счетной палаты не получено необходимого для назначения количества голосов народных депутатов, объявляется повторный конкурс.

Так должно было быть по действующему Закону Украины «О Счетной палате». Впрочем, действительность выглядит иначе. В Украине с 2012 г. нет полноправного состава членов Счетной палаты, так как полномочия всех ее членов практически закончились пять лет назад (кроме главы). Более того — они не попали под действие Закона Украины «Об очистке власти» только потому, что считаются избранными на должности. Похоже на то, что в государстве Украина почему-то не наблюдается желания избрать новых членов Счетной палаты. Нынешние фактически находятся в подвешенном состоянии, следовательно, потенциально более уязвимы к давлению извне. Так же, как в отношении Центральной избирательной комиссии, — только вокруг последней хотя бы что-то происходит в смысле общественного давления. А вокруг Счетной палаты — почти сплошная тишина, которую решила нарушить ГПУ довольно «элегантным» образом.

Между тем говорится не об обычной бюджетной организации, структуре власти, а об институте — государственном контролере государственных финансов. Удар по Счетной палате — это как удар по общенациональной финансовой бирже с соответствующими последствиями. Некоторые из них можно спрогнозировать уже в настоящее время.

К сожалению, учитывая упомянутые обстоятельства, в ближайшие дни Украина испытает очередной удар по своему имиджу и понесет финансовые потери. Не имеет значения, почему так произошло, — из-за непреодолимого желания контролировать все в стране или из-за непонимания роли и места Счетной палаты. Заплатить придется каждому гражданину Украины — такова цена парламентского промедления.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать