Кто забывает уроки истории, обречён на их повторение
Джордж Сантаяна, американский философ и писатель испанского происхождения

Схемы на «дне»

Почему правоохранители пришли с обысками в Аccоциацию морских портов Украины?
13 февраля, 2018 - 17:53
ФОТО УНИАН

Правоохранители заподозрили бывшее руководство Администрации морских портов в нанесении государству нескольких сотен миллионов гривен убытков. Их заинтересовало дноуглубление в Бердянском и Мариупольском морских портах, которое выполняла компания «Техморгидрострой Николаев». В 2015 году работы обошлись государству в 290 млн грн, в 2016-м — уже в  712 млн грн. Летом 2015 г. один кубометр обходился в 132 грн, в 2016-м — уже 179 грн.

То, что должностные лица сговорились с компанией и стоимость завышена, сначала заподозрили в СБУ. Дело завели еще в том же 2016 году, потом его передали в Национальное антикоррупционное бюро, то нагрянуло с обысками в «Техморгидрострой».  А сейчас детективы задержали экс-главу АМПУ Андрея Амелина и еще несколько человек и провели масштабные обыски. Впрочем, в СИЗО Амелин пробыл лишь несколько часов — доверенные лица внесли 12 млн грн  залога, и он вышел на свободу.

КРИМИНАЛ ИЛИ ПОЛИТИКА?

У бывшего руководителя АМПУ, возможно, есть аргументы, почему такая разница в стоимости работ. Собственно, два года назад в одном из интервью Амелин говорил, что стоимость одного кубометра зависит он двух десятков факторов. Это глубина и площадь черпання, категория грунта (чем он сложнее, тем более дорогостоящая технология и больше требуется времени на работы), дальность свалки и количество шаланд, технология производства, характеристики и состав каравана, промерные и водолазные работы и т.д. Кроме того, можно ссылаться на подорожание топлива. Вопрос только в том, насколько эти аргументы будут убедительными для правоохранительных органов и суда.

Антимонопольный комитет утверждает, что в уже в 2015 году на тендере был сговор между «Техморгидростроем» и компаниями «Ирида» и «Инфлот-Данубиус Эйдженси», которые были фиктивным конкурентами. По версии следствия, в результате сговора цены были завышены почти в два раза. Соответствующие протоколы есть на сайте комитета. В числе прочего указывается, что классификационные свидетельства на суда «Ирида» и «Техморгидрострой» заверяли у одного нотариуса и одного переводчика, и договоры на аренду судов «Ириды» оказались на конфискованных во время обыска компьютерах «Техморгидростроя». Дноуглубительный флот арендовался. И, как доказывают следователи, после «заключения нескольких договоров аренды» стоимость работ судна SEVERODVINSKIY завысили на $9 тыс., а судна МILFORD — на $19,5 тыс. в сутки. Судно GLANFORD, которое было арендовано за $25 тыс. в сутки, так на место и не прибыло, из-за чего работы были закончены с опозданием. Арендовали судно у компании Krayteks Group Holding Limited, владельцем которой является жена Александра Кучера, конечного бенефециара «Техморгидрострой Николаев».

Некоторые СМИ уже активно обговаривают задержание в политическом контексте. Амелина связывают с нардепом Сергеем Фаермарком из группы влияния главы МВД Арсена Авакова. Руководить АМПУ Амелин начал в то время, когда Мининфраструктуры возглавлял Максим Бурбак, нене возглавивляющий парламетскую фракцию «Народный фронт».

АМПУ получает значительные средства — по несколько миллиардов чистой прибыли в год. И часть этих денег идет не на содержание портовой инфраструктуры, а в госбюджет. До этого года это было 75% от прибыли, с 2018-го отчисления будут составлять 50%. Но у чиновников АМПУ есть немало возможностей для нелегального заработка. Частные операторы в портах конкурируют между собой, есть конфликты в отношении того, кто какую инфраструктуру контролирует, и каждая из сторон заинтересована в том, чтобы АМПУ создала для нее благоприятные условия. Что касается дноуглубления, то вопросы к качеству тех или иных работ возникали не раз. В отрасли поговаривают даже о том, как после некоторых таких работ суда шкрябали днищем по песку там, где, согласно документам, глубина должна была бы быть больше.

ПОДРЯД ОБХОДИТСЯ В 2 РАЗА ДОРОЖЕ, НО...

Но есть и другой аспект: почему государство создает условия для коррупционных схем? И почему позволяет деньгам уходить частным компаниям, если берет на себя обязательство поддерживать обусловленные глубины в портах и на подходных путях к ним и может сэкономить, выполняя эти работы самостоятельно? При чем в рамках эксплуатационного дноуглубления АМПУ должна ежегодно выбирать от 8 до 10 млн куб. м наносного грунта.

В АМПУ объясняли, что подряд обходится в два раза дороже, чем выполнение работ своими силами, но из-за нехватки собственного флота приходится проводить тендеры. На балансе ГП «Дельта-Лоцман», филиала АМПУ, есть землесосы «Меотида» и «Ингульский», «Тилигульский», многочерпаковый земснаряд «Рион», две самоотвозные шаланды, завозчик якорей, а также три промерных катера.

Но ведь при этом сами госчиновники и руководители госкомпаний не особо старались в последние годы исправить ситуацию. К примеру, помимо ГП «Дельта-Лоцман», дноуглубительный флот есть у ГП «Укрводпуть». Но как бюджетное предприятие, от государства «Укрводпуть» не получил на обновление флота денег в течение десятилетия. С «убитым» флотом трудно не только выполнять подрядные договора, но и конкурировать с частниками.

ПЛАНЫ НОВОГО РУКОВОДСТВА

Ситуация может поменяться: нынешнее руководство АМПУ дноуглубительный флот собралось увеличить. В планах — покупка 20 единиц флота в ближайшие четыре года. На эти цели должны выделить почти 5 млрд гривен. Но конкретно на дноуглубительный флот потратят только часть этих средств, около 1,4 млн грн: планируется приобрести самоотвозной землесос за 930 млн грн и две грузоотвозные самоходные шаланды стоимостью по  200 млн, а также промерный катер за 20 млн.

Кроме того, на баланс АМПУ перейдет 38 ед. плавсредств дноуглубительного флота «Укрфодпути». «Этот флот сможет осуществлять дноуглубление как на внутренних водных путях, так и на всех наших филиалах от Мариупольского порта до порта Рени по тем глубинам, где это возможно», — говорит глава ведомства Райвис Вецкаганс. По его словам, уже в ближйшие пол года АМПУ займется восстановлением этих судов. Весь дноуглубительный флот собираются сконцентрировать в новом филиале — Дноуглубительной службе.

Положа руку на сердце, даже в этом случае у руководителей госкомпаний (тех же руководителей государственных портовых операторов) остается возможность отдать заказ частной компании. «Условия тендеров часто прописываются так, что выиграть его могут только «нужные» кампании. Например, в тендерных условиях прописываются такие объемы, которые мы выполнить не можем, почему именно такая цифра, заказчик сам «не может» объяснить», — говорил в интервью профильному журналу «Порты Украины» тогдашний руководитель «Укрводпути» Николай Верещака. Но, в любом случае, возможностей этих будет поменьше.

ОФИЦИАЛЬНО

«В ходе обыска изымаются документы, перечисленные в постановлении следственного суда, для дальнейшего расследования. Мы оказываем всестороннюю поддержку в проведении следственных действий, ведь для нас важно выявление фактов злоупотреблений на местах и привлечение виновных к ответственности. АМПУ сегодня открыта как никогда, и такие проверки являются свидетельством прозрачности в работе государственной компании и частью тех комплексных мероприятий, которые мы направляем на ее дальнейшее развитие и обеспечение эффективной деятельности», — отметил заместитель председателя АМПУ по морской и внутренней безопасности Сергей ГРОНСКИЙ.

Он заметил, что должностные лица, фигурирующие в проведении следственных действий, связаны с предыдущим руководством ГП «АМПУ».

Андрей МУРАВСКИЙ
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments