Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Siemens вправе требовать экспертизы

Нельзя допустить, чтобы Россия реанимировала советские схемы обхода эмбарго, — эксперт
21 июля, 12:09

Скандал с газовыми турбинами компании Siemens, в нарушение санкций Евросоюза доставленными в оккупированный Россией Крым, продолжается. Арбитражный суд Москвы оставил без движения до 21 августа иск немецкой компании Siemens к «Технопромэкспорту». До этой даты истец должен устранить недостатки, из-за которых его заявление не рассматривается. Ответчиком по иску также значится совместное предприятие Siemens «Сименс технологии газовых турбин».

А в ночь на минувшее воскресенье на территорию аннексированного полуострова доставили еще две турбины.  Крымское издание «Комментарии» опубликовало фотографии, на которых видно несколько скрытых брезентом цилиндрических предметов, напоминающих по габаритам и форме турбины Siemens. При этом на территории оккупированного Крыма уже находится как минимум четыре турбины, отмечают местные журналисты. Они указывают, что для строительства ТЭС под Симферополем и Севастополем, сведения о которых ранее сообщала оккупационная администрация Крыма, достаточно четырех агрегатов. Две новые турбины, которые завезли в ночь на 16 июля, могут быть направлены на ТЭС под Саками.

Компаниям Евросоюза запрещено поставлять на полуостров любую продукцию. Если же Siemens действительно поставляла туда свои турбины, то нарушает санкционный режим и может получить наказание. Все детали и сегодня еще не известны, но не секрет, что немецкий концерн Siemens признал, что его продукция  попала в Крым в обход санкций и готовит иск в суд.

Компанию, совладельцем которой является немецкая компания Siemens, наняли для помощи в установке газовых турбин в аннексированном Россией Крыму. Это — российская «Интеравтоматика» 45,7% акций которой принадлежат Siemens, сообщает Reuters со ссылкой на собственные источники. По данным агентства, системы, которые «Интеравтоматика» предлагает клиентам, «основаны на применении современных высоконадежных микропроцессорных средств контроля и управления, выпускаемых концерном Siemens или по его лицензии». На вопрос о том, задействована ли «Интеравтоматика» в проекте строительства станций в Крыму, представитель Siemens сообщил в письменном комментарии несколько уклончиво: «Позиция Siemens остается прежней — ни гарантийного обслуживания, ни установки, ни пусконаладки осуществляться не будет». В Siemensе заявляют, что расследуют участие «Интеравтоматики» в пусконаладке или в предоставлении любых других услуг и, если окажется, что участие было, обещают  принять все необходимые и возможные меры, чтобы остановить эти действия в максимально короткие сроки.

Сергей ДЯЧЕНКО:

В международном торговом праве есть лазейки, помогающие каким-то образом прикрывать обман. Россияне пытаются теперь убедить мир в том, что это оборудование где-то на совместном предприятии было доработано, и там добавочная стоимость уже намного больше, чем была, и это уже не Siemens, а изделие российского производства.

Окончательное решение в этом споре суд сможет принять только после того, как ознакомится с результатами технической экспертизы, проведенной незаангажированными специалистами, том числе и из компании Siemens. Именно Siemens должен настаивать на такой экспертизе и на документальном подтверждении путей доставки турбин на полуостров

Интересно, что подозрения в том, что турбины производства Siemens в обход санкций попадут в Крым, ранее уже довольно громко уже звучали. Российская газета «Ведомости» и немецкая Frankfurter Allgemeine Zeitung описывали тогда схему возможной доставки турбин в Крым. В соответствии с ней турбины будут заказаны для ТЭС в российской Тамани, от которой до Крыма лишь несколько десятков километров Керченкского пролива. Затем их переправят морем в Севастополь, где строится электростанция. Поначалу «Технопромэкспорт» искал возможности приобрести аналогичные газовые турбины, изготовленные по лицензии той же Siemens, у иранской компании Mapna. Не получилось. Тем не менее, подрядчик  поначалу заявлял, что приобрел турбины «на вторичном рынке», однако компанию-контрагента не называл. Но когда подозрение пало на Siemens, то в «Ростехе» придумали новую версию. Она выглядела так: «с целью приведения условий и требований проекта, которые закладывались изначально», провели модернизацию «данных установок силами специализированных российских заводов и инжиниринговых компаний». В Siemens также не исключают, что продукция предприятия могла быть доработана в России. А на вопрос существует ли вообще в мире рынок подержанных турбин, не смогли ответить.

Интересна и предыстория нынешних коллизий. В Siemens говорят, что с сентября 2016 года у концерна появились достаточные основания полагать, что российская сторона собирается нарушить контракт на поставку турбин в Тамань. «Как только было заморожено строительство Таманской ТЭС, мы прекратили все действия по контракту», — утверждают в концерне. «Обычно такие контракты предусматривают, что Siemens отправляет для установки турбин специалистов, предоставляет «ноу-хау», но мы не будем этого делать в Крыму», — заверили в концерне. «Нам важно донести, что мы не игнорировали риск попадания нашей продукции в Крым, но активно противодействовали этому и сделали все возможное», — сказал Deutsche Welle представитель концерна.

«День» общался по поводу проникновения турбин Siemens в оккупированный Крым с энергетическим экспертом, главой Бюро комплексного анализа и программирования Сергеем Дяченко. Он начинал карьеру еще в постсоветском Министерстве внешнеэкономических связей Украины и рассказал, что познакомился там со специалистами по экспортному контролю, на самом деле занимавшихся в советское время созданием схем, направленных на преодоление эмбарго западных стран на поставку оружия и технологий двойного применения. Это было что-то похожее на то, что мы слышим сегодня о турбинах Siemens и чего, согласно международному праву, нельзя допускать, считает Дяченко.

Эксперт ссылается на специалистов — «технарей», которые имели возможность видеть турбины, доставленные в оккупированный Крым, и утверждают, что это действительно Siemens. Он предполагает, что они, скорее всего, были доставлены в Краснодар, а уже оттуда транзитом —  в Крым. По мнению Дяченко, в международном торговом праве есть лазейки, помогающие каким-то образом прикрывать обман. Россияне пытаются теперь убедить мир в том. что это оборудование где-то на совместном предприятии было доработано, и там добавочная стоимость уже намного больше, чем была, и это уже не Siemens, а изделие российского производства.

Эксперт предполагает, что окончательное решение в этом споре суд сможет принять только после того, как ознакомится с результатами технической экспертизы, проведенной незаангажированными специалистами, том числе и из компании  Siemens. По его мнению, именно Siemens должен настаивать на такой экспертизе и на документальном подтверждении путей доставки турбин на полуостров.

Он также обратил внимание на то, что еще год тому назад эту ситуацию уже прогнозировали и комментировали, причем как в российских, так и в европейских СМИ. «Все то, что сейчас происходит, тогда детально обсуждалось, — подчеркивает эксперт и добавляет: — Мощные службы  Siemens все это, безусловно, отслеживали и могли бы принять меры для того, чтобы предотвратить нарушения контракта и санкционных условий». Отвечая на вопрос «Дня», Дяченко даже отметил, что не может полностью исключить того, что операция с поставкой турбин в Крым  не была большим секретом для Siemens. Во всяком случае, сейчас все инструменты для установления истины находятся в руках Siemens: это суд и в его рамках документальная техническая экспертиза. «Может быть, россияне в самом деле правы, поскольку они какие-то там несколько винтов дополнительно вкрутили», — не без сарказма произносит Дяченко.

Не оправдывая россиян, он подчеркивает, что у них практически не было иного выхода, как нарушить контракт и подтасовывать факты. По его словам, в Крыму сейчас в принципе достаточно энергетических мощностей. Тем не менее, энергосистема полуострова нестабильна и неустойчива из-за того, что она полностью состоит из так называемых базовых мощностей, работающих на невозобновляемых источниках энергии. В то же время там есть также солнечные и ветровые электростанции. Они не работают главным образом потому, что  в системе нет регулирующих мощностей, в качестве которых могли бы служить теплоэлектростанции. Проблема в их строительстве — отсутствие газовых турбин, которые в России не производятся, а прежде импортировались из Украины. Потому-то Россия в свое время так добивалась приватизации харьковского «Турбоатома», — напоминает Дяченко.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать